Виды административно-правовых норм

Основные виды (по предмету регулирования):

– материальные – определяют содержание прав и обязанностей, ответственность, правовой режим у конкретных сторон в общественных отношениях, являются статичными нормами, устанавливают основы взаимодействия субъектов и объектов управления;

– процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей,  прав и делятся в свою очередь на:

– административно-юрисдикционные, регулирующие рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, реализующие правоохранительный аспект отрасли;

– административно-процедурные, регулирующие процедуры, которые не связаны с разрешением спора (например,  подготовка и проведение заседаний  правительства).

По целевому назначению различают следующие нормы административного права:

– регулятивные (правила созидательной деятельности) – так называемая «активная администрация»;

– охранительные (защита административных отношений) – «пассивная администрация».

В зависимости от юридического содержания, или по методу воздействия на поведение субъектов, нормы административного права делятся на:

– обязывающие – предписывающие обязательное совершение конкретных действий;

– запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий;

– уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;

– дозволительные;

– поощрительные, стимулирующие;

–  рекомендательные.

Наличие в составе административного права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих норм свидетельствует о его развитии и «демократизации».

В зависимости от субъекта  нормы административного права делятся на (предел действия по кругу лиц):

– регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);

– закрепляющие административно-правовой статус служащих;

– закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;

– закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.

По юридической силе нормы административного права подразделяются на:

– основные – устанавливаются Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

– производные – устанавливаются подзаконными нормативными актами.

По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:

– общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.

– специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.

– исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.

По действию в пространстве (предел действия в пространстве) нормы административного права подразделяются на: федеральные,  субъектов Федерации и местные.

По времени действия нормы административного права подразделяются  на:  срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных) и бессрочные.

Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:

– перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);

– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);

– с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы устраняющие или смягчающие ответственность).