Субъекты исполнительной власти

Центральные органы федеральной исполнительной власти

 1. Согласно Указу Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 систему федеральных органов исполнительной власти составляют министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации).

2. Организационно-правовые формы центральных органов исполнительной власти:

федеральные министерства, государственные комитеты РФ.

Министерство РФ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральные министерства являются центральным единоначальными органами. Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между своими заместителями.

Государственный комитет РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Правовое положение федеральных министерств и государственных комитетов характеризуется следующими общими признаками:

•   перечень устанавливается Президентом РФ;

•   они относятся к центральным органам исполнительной власти и действуют в пределах своей компетенции в масштабах страны;

•   большинство их работает под непосредственным руководством Правительства РФ;

•  положение о федеральном министерстве, государственном комитете утверждается Президентом или по его поручению Правительством РФ;

•   министры и председатели государственных комитетов назначаются Президентом РФ;

•   министерства и государственные комитеты наделены самостоятельностью во взаимоотношениях с соответствующими органами других ветвей власти, Правительством, между собой, однопрофильными нижестоящими органами

Федеральные ведомства (комитеты; федеральные службы; агентства; инспекции, комиссии, центры и другие органы). Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти и не могут входить в состав министерств и государственных комитетов. Комитеты Российской Федерации, федеральные службы, агентства, инспекции - органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой координацией, контролем и иными межотраслевыми функциями.

Устройство центрального органа:

· руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);

·   производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими определенные задачи (в Министерстве внутренних дел - Служба уголовного розыска, ГИБДД);

·   штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (управления бухгалтерского учета, кадров).

Территориальные федеральные органы  исполнительной власти

 1. Правовой статус территориальных федеральных органов

Территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти. Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.

Территориальные органы действуют на основе Конституции РФ, законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и руководствуются в своей деятельности правовыми актами министерств и ведомств Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городсз федерального значения.

Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.

2.   Основные принципы деятельности территориальных органов:  соблюдение законности;

-разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;

-разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;

-персональная ответственность.

            Основные задачи и функции территориальных органов определяются исходя из задач и функций соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Задачи и функции общего характера определены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации". Согласно указанному документу территориальные органы:

•   принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации;

•  участвуют в совместной работе с органами исполнительной власти субъектов Федерации по разработке и реализации мероприятий, касающихся сферы их деятельности;

•   систематически информируют министерства и ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими в регионах работе.

3. Территориальные органы имеют право:

•  представлять соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;

•   запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности (от соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации), нужные сведения для выполнения возложенных на них задач (от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности), информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные (от органов статистики);

*участвовать в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;

*принимать участие в разработке программ, концепций, схем и другм\ документов, связанных с экономическими процессами в регионах;

*вносить предложения соответствующим центральным органам федеральной исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

             В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

            В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

            Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

            Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации (например, правительство, администрация и т.п.).

 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Его финансирование, а также финансирование управляемых им органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных отдельной статьей.

            Закон устанавливает перечень основных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта. В частности, предусмотрено, что он разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

            При этом высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

·      осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

·      разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект бюджета субъекта Российской Федерации, а также проекты программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

·      обеспечивает исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации для представления их высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

·      формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

·      управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;