Административное

право

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Исполнительная власть: понятие, принципы, место   в системе разделения властей

     В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осу­ществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную.

Органы законо­дательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.     Законодательные органы занимаются в основ­ном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени — контролем за их испол­нением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в ра­боте органов законодательной власти. Аналогич­ная ситуация наблюдается в работе органов судеб­ной власти и прокуратуры.

Органы же исполни­тельной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества ад­министративно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий  связанных с оказанием  непосредственного управленческого воз­действия на объекты управления,  обеспечением  выполнения установленных правил, претворени­ем в жизнь требований законодательных и иных актов.

      Проведение в жизнь законов и подзаконных нор­мативных актов называется исполнением и опреде­ляет основное направление деятельности органов исполнительной власти, что и лежит в основе их названия. Однако чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных ак­тов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юриди­чески властными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически властных полномочий называется распорядительством, что также присуще работе органов исполнительной вла­сти. Поэтому можно сказать, что органы исполни­тельной власти осуществляют деятельность исполни­тельного и распорядительного характера.

        

Управление, а государственное управление в особенности, требует постоянного и непосредствен­ного руководства управляемой системой. Это озна­чает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, в ряде случаев просто в опе­ративном порядке, оказывать управленческое воз­действие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-куль­турных и иных объектов управления. Подобные полномочия, занимающие подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, могут осуществляться лишь органами исполни­тельной власти в силу их природы и системы организационного построения.

Исполнительная власть обладает рядом прису­щих только ей черт.

1. исполнительная власть, как и любая ветвь власти, характеризует­ся относительной самостоятельностью, однако тес­но взаимодействуя при этом и с законодательной, и с судебной ветвями власти.

2. Её функции связаны непосредственно с практической  реализацией законов в масштабе всей страны.

3. Носит принудительный характер (опирается на силу). Как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей

4. Исполнительная власть, исполняя требования закона, реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальны­ми структурами — органами исполнительной вла­сти. При этом в непосредственном ведении и рас­поряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся наиболее существенные атри­буты государственной власти; Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы, основ­ные средства коммуникации и др.

       

Одной из главных особенностей организацион­ного построения системы исполнительной власти является ее вертикальность (субординационность, иерархичность). Это означает, что нижесто­ящие органы в системе исполнительной власти по ряду вопросов подчинены вышестоящим органам, а выполнение распоряжений вышестоящих орга­нов обязательно для нижестоящих. При этом ни­жестоящие органы для одних органов исполни­тельной власти одновременно являются вышесто­ящими для других органов исполнительной власти. Например, министерства Российской Федерации, будучи нижестоящими органами подчинены Пра­вительству РФ, в то же время министерства Рос­сийской Федерации являются вышестоящими орга­нами для соответствующих министерств, комитетов и департаментов субъектов РФ. Точно так же построены взаимоотношения должностных лиц органов исполнительной власти.

Т.О.  ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – организационно-управленческая исполнительно-распорядительная деятельность осуществляемая специальными государственными органами на основе и во исполнение законов с целью повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.


Общее понятие управления

     Управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно осуществляется в организованных системах любой природы в целях обеспечения долж­ной организации системы и необходимого режи­ма ее функционирования, а в конечном счете— достижения...

Понятие и предмет административного прав…

Административное право можно понимать в трояком смысле: а) как отрасль российской пра­вовой системы; б) как правовую (юридическую) науку; в) как учебную дисциплину. Отрасли права отличаются друг от друга прежде всего тем,...

Метод административного права

      Если предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует, то метод отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регулирование.       Правовое регулирование...

Рассмотрение дела об административном пр…

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, долж­ностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие собы­тия административного правонарушения, винов­ность...

 

admin

Авторизация на сайте


Счетчик