Административно-правовой статус граждан РФ. Понятие административной правоспособности и дееспособности граждан

Общеправовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей граждан, обеспечиваемых и гарантируемых административным правом.

Общеправовой статус может включать в себя: статус личности, человека, статус гражданина РФ,  социальный статус, особый статус.

Структура (правовые элементы) статуса включает в себя:   правоспособность,  дееспособность (правоспособность + дееспособность = провосубъектность),  права, свободы и законные интересы граждан и  обязанности граждан.

Если анализировать совокупность прав и обязанностей физических лиц с точки зрения момента их возникновения и прекращения, то очевидно, что условно их можно подразделить на два основных вида:

– основные права и обязанности, возникающие с момента рождения и прекращающиеся с моментом смерти человека;

– права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека.

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод.

Гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Проживание гражданина РФ за пределами России не прекращает его российского гражданства. Таким гражданам предоставляется защита и покровительство, содействие в том, чтобы они пользовались в полном объеме всеми правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами. Гражданин РФ не может быть лишен гражданства России, выслан за ее пределы или выдан иностранному государству.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

– по рождению;

– в результате приема в гражданство Российской Федерации;

– в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

– по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором Российской Федерации.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

– оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

– один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо, если в ином случае он станет лицом без гражданства;

– оба его родителя (либо единственный его родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Если родители ребенка неизвестны и он находится на территории Российской Федерации, то ребенок становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

В соответствии со статьей 62 Конституции РФ российский гражданин может иметь гражданство иностранного государства, т.е. двойное гражданство. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод (не принижает их значение, не ограничивает их объем, не снижает уровень защиты и т.п.), но и не освобождает от выполнения установленных обязанностей. Наличие двойного гражданства не означает и расширения прав и свобод человека. Другими словами, лицо, состоящее в гражданстве Российской Федерации и другого государства, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства двух государств. Иное может быть предусмотрено только международным договором Российской Федерации, а потому стоит подчеркнуть особую роль международных договоров по вопросам гражданства.

Основные права и обязанности граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

Виды прав и свобод:

– Комплекс социально-экономических прав и свобод. Социальное обеспечение по возрасту. Свобода труда. Право на образование, жилище.

– Политические права и свободы граждан. Право каждого гражданина участвовать в управлении. Свобода мысли. Свобода шествий и т.п.

Личные права и свободы, которые направлены на удовлетворение потребностей человека. Конституция РФ закрепляет только главные принципиальные положения прав и свобод граждан, которые конкретизируются в текущем законодательстве.

Права граждан в зависимости от механизма их реализации подразделяются на: абсолютные (безусловные), реализация которых зависит лишь от усмотрения (волеизъявления) гражданина (например, право на жалобу), и относительные, реализация которых зависит не только от волеизъявления гражданина, но также требует наличия определенных условий и издания соответствующего акта уполномоченного органа исполнительной власти (должностного лица).

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности, указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан.