Обращения граждан
Конституция закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что является элементом их административно-правового статуса.
Право дееспособного гражданина на обращения в любую государственную или негосударственную организацию, к любому должностному лицу по любому значимому для него поводу и в любое время является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым. Этому праву соответствует обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать и своевременно рассматривать письменные и устные обращения и давать ответы на них. Эти права и обязанности реализуются в соответствии с Конституцией, федеральным и региональным законодательством.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более, чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Обращения граждан делятся на три основные вида.
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Административная жалоба может быть общая, или специальная, регламентируемая особыми нормативными актами.
Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу.
Для специальной административной жалобы характерны:
– специальные нормы, устанавливающие особый порядок ее рассмотрения;
– особые основания для обжалования, названными в нормативном акте;
– субъекты являющиеся лично заинтересованными в деле лица и их законные представители;
– письменная форма жалобы;
– специальные сроки подачи жалобы;
– более краткие (по сравнению с общей жалобой) сроки ее рассмотрения;
– процедурные особенности рассмотрения отдельных видов жалоб;
– юридические последствия подачи жалобы (например, приостановление течения каких-либо сроков).