Соотношение административного договора и правовых актов управления
Договор есть волевое соглашение двух и более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъективных прав и обязанностей.
В основе всех договоров лежат общие принципы:
– диспозитивность правового регулирования (свобода условий договора),
– автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон,
– формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон,
– эквивалентность,
– взаимная ответственность сторон.
Существуют частноправовые и публично-правовые договоры. К последним относятся международные, федеративные, административные и другие договоры.
Административный договор есть нечто среднее между административным актом (односторонним властным волеизъявлением органа власти) и частноправовым договором, основанным на равноправии сторон.
Административный договор – это многосторонний акт, основанный на административно-правовых нормах и выработанный в публичных интересах в результате добровольного согласования воли двух (или более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.
В качестве примеров можно назвать административные договоры о компетенции, договоры, обеспечивающие государственные нужды, контракты с военнослужащими, договоры о взаимодействии, сотрудничестве и пр.
Административный договор имеет следующие особенности:
– обязательный субъект – орган исполнительной власти;
– статус субъекта, в том числе право заключать договор, устанавливается нормой права;
– орган исполнительной власти заключает договор в общественных интересах;
– действует запретительный тип правового регулирования(запрещено все, что прямо не разрешено законом);
– ниже уровень автономии воли (вступать в договорные отношения может быть обязанностью);
– ниже уровень диспозитивности (детальное регламентирование поведения органа исполнительной власти в рамках договора);
– содержание договора – госуправление.
Споры, связанные с заключением и исполнением административных договоров, разрешаются в административном, в обычном судебном порядке и путем так называемых «согласительных процедур», то есть посредством третейской формы разрешения споров.
Административный договор находится в следующих отношениях к административному акту:
– административный договор заключается на основе норм законодательства и существует независимо от административных актов;
– административный договор заключается на основе нормативного акта или на основании и во исполнение индивидуального административного акта;
– административный договор может служить основанием для последующего принятия административных актов, причем как индивидуального, так и нормативного характера;
– для реализации некоторых управленческих решений по усмотрению государственно-властного субъекта может быть выбран административный договор либо административный акт.