Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Правовой статус органов (правовое положение).
Следует различать общий правовой статус и административно-правовой статус.
Схема общего правового статуса:
- органом какого государства является,
- к какому виду органов относится по основному содержанию своей деятельности,
- кто его учреждает, образует, формирует личный состав,
- кому орган подчинен (подотчетен, подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,
- кто ему подчинен,
- какова юридическая сила его актов, их официальное наименование,
- какими государственными символами орган может пользоваться,
- каковы источники финансирования,
- обладает ли орган правами юридического лица.
Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).
Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).
Правовое регулирование не завершено. Отсутствует федеральный закон о системе органов исполнительной власти, о федеральных органах исполнительной власти.