Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Правовой статус органов (правовое положение).

Следует различать общий правовой статус и административно-правовой статус.

Схема общего правового статуса:

- органом какого государства является,

- к какому виду органов относится по основному содержанию своей деятельности,

- кто его учреждает, образует, формирует личный состав,

- кому орган подчинен (подотчетен, подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,

- кто ему подчинен,

- какова юридическая сила его актов, их официальное наименование,

- какими государственными символами орган может пользоваться,

- каковы источники финансирования,

- обладает ли орган правами юридического лица.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).

Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).

Правовое регулирование не завершено. Отсутствует федеральный закон о системе органов исполнительной власти, о федеральных органах исполнительной власти.

x