Административно-правовые нормы. Понятие и признаки административно-правовые нормы.
Под административно-правовой нормой понимается общеобязательное формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством в сфере реализации механизма исполнительной власти.
Признаки административно-правовой нормы:
1. административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;
2. признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;
3. нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;
4. признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.
5. административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.
Вообще, учитывая характер административно-правовой нормы, одной из особенностей их является наличие одновременно двух составных частей: правотворчество и правоисполнение (правоприменение).
Речь идёт о том, что в отличие от норм конституционного права и гражданского права, которые закрепляют правовые отношения, нормы АП в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить реализацию закреплённых отношений. Норма АП носит правоисполнительный характер.
Значительная часть административно-правовых норм с точки зрения иерархии являются подзаконными актами, они по своему характеру являются правотворческими, но принимаются в целях исключительно исполнения законов.
АП прошло 2 этапа развития:
1. до принятия Конституции 1993 г.
1. после принятия Конституции 1993 г. В настоящий момент, всё, что касается АП, регламентируется посредством законодательства. Существенный сдвиг произошёл в сфере финансового управления. С принятием налогового кодекса все налоги стали закрепляться налоговым актом. С 2004г. все ведомства, за исключением министерств, были лишены права нормотворчества. По этой причине действующее нормотворчество сведено к внутрисистемному образу.