Административно-правовые нормы. Понятие и признаки административно-правовые нормы.

Под административно-правовой нормой понимается общеобязательное формально определённое правило поведения, установленное либо санкционированное государством в сфере реализации механизма исполнительной власти.

Признаки административно-правовой нормы:

1. административно-правовая норма – это правило поведения, те правовые возможности и обязанности, которые установлены в отношении субъектов права;

2.  признак общеобязательности – это обозначает, что данное правило поведения обязательно для неопределённого круга лиц;

3.  нормы права всегда исходят от государства, по этой причине правило поведения может устанавливать только государство, либо по санкции государства иные лица в строго определённых случаях;

4.  признак формальной определённости – под этим понимается то, что норма права должна быть закреплена в писаном акте.

5.  административно-правовые нормы создают правило поведения в сфере реализации механизма исполнительной власти, речь идёт о том, что административно-правовые нормы создают только такие правила поведения, которые непосредственно направлены на реализацию исполнительной власти; как правило, нормы регламентируют организационные отношения.

Вообще, учитывая характер административно-правовой нормы, одной из особенностей их является наличие одновременно двух составных частей: правотворчество и правоисполнение (правоприменение).

Речь идёт о том, что в отличие от норм конституционного права и гражданского права, которые закрепляют правовые отношения, нормы АП в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить реализацию закреплённых отношений. Норма АП носит правоисполнительный характер.

Значительная часть административно-правовых норм с точки зрения иерархии являются подзаконными актами, они по своему характеру являются правотворческими, но принимаются в целях исключительно исполнения законов.

АП прошло 2 этапа развития:

1.  до принятия Конституции 1993 г.

1.  после принятия Конституции 1993 г. В настоящий момент, всё, что касается АП, регламентируется посредством законодательства. Существенный сдвиг произошёл в сфере финансового управления. С принятием налогового кодекса все налоги стали закрепляться налоговым актом. С 2004г. все ведомства, за исключением министерств, были лишены права нормотворчества. По этой причине действующее нормотворчество сведено к внутрисистемному образу.