Административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Под органом исполнительной власти понимается структурное подразделение государственно-властного механизма, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью проведения в жизнь (исполнения) законов в процессе управления и регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Признаки органов исполнительно власти:
1. органы исполнительной власти сопутствуют органам законодательной власти;
2. органы исполнительной власти имеют особую функциональную нагрузку, и основной задачей органов исполнительной власти является повседневная реализация положений законодательства.
3. органы исполнительной власти обладают функциональной компетенционной самостоятельностью, т.е. у каждого органа исполнительной власти имеются свои цели и задачи.
4. каждый орган исполнительной власти наделяется своими правами и обязанностями.
5. Учитывая наличие самостоятельных полномочий органы исполнительной власти имеют право принимать юридически-властные решения и давать обязательные к исполнению указания.
6. с точки зрения организационно-правовой формы все органы исполнительной власти представляют из себя организацию (учреждение).
7. органы исполнительной власти имеют определённую организационную структуру, и как правило, эта структура прямо закреплена законодательством, более того, все органы исполнительной власти состоят из государственных служащих, при этом распределение прав и обязанностей между этими государственными служащими, определение объема полномочий также определяется внутренней структурой. При этом внутренняя структура строится в зависимости от целей и задач.
8. каждый орган исполнительной власти реализует свои полномочия в пределах определённой территории.
9. реализация полномочий от имени органов исполнительной власти осуществляется конкретными должностными лицами.
Виды органов исполнительной власти:
I. исходя из федеративного устройства:
1. федеральные органы исполнительной власти – те органы исполнительной власти, которые создаются федеральными властями;
1) Правительство РФ,
2) Федеральные Министерства,
3) Федеральные Агентства,
4) Федеральные службы.
Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314.
Указ Президента РФ с сентября 2007-май 2008г. предусматривал госкомитеты по делам молодежи и рыболовству. Указ Президента РФ впервые чётко разграничил подчинённость органов исполнительной власти.
2. органы исполнительной власти субъектов РФ – органы исполнительной власти, которые созданы в соответствии законодательством субъектов (ст.ст.72,73 Конституции).
II. по характеру компетенции:
1. органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ и администрации субъектов РФ);
2. органы исполнительной власти отраслевой компетенции. Те органы власти, которые имеют объем полномочий только в отдельно взятой сфере деятельности. Например, Министерство здравоохранения.
3. органы исполнительной власти межотраслевой компетенции – это те органы, которые осуществляют управление в нескольких смежных отраслях. Чаще всего, это министерства и …
4. органы специальной компетенции – осуществляют разрешительные, надзорно-контрольные функции. К ним относятся федеральные службы.
III. по порядку принятия решений:
1. коллегиальные: Правительство РФ, Правительство субъектов РФ;
2. единоначальные: Министерства, Агентства (решение, исходящее от данного органа принимается единолично).
IV. по порядку создания:
1. назначаемые (создаваемые в установленном законом порядке) органы: предусмотрено Конституцией или ФКЗ’и, Указами Президента…
2. избираемые органы: главы субъектов РФ
V. по организационно-правовым формам.
Основные принципы организации деятельности органов исполнительной власти (принципы – это основные руководящие начала):
1. самостоятельность органов исполнительной власти.
Наличие своих функции и своих полномочий. Органы органов исполнительной власти являются самостоятельными. Как система органов эти органы не зависят ни от органов законодательной, ни от органов судебной власти. Характер этих взаимоотношений определяется законодательством.
2. Единство системы органов исполнительной власти.
Органы исполнительной власти независимо от того, на каком они уровне находятся, они должны действовать как единый механизм.
Поэтому все полномочия распределены на 3 группы:
1) вопросы исключительного ведения РФ
2) вопросы совместного ведения
3) вопросы исключительного ведения субъектов РФ.
3. принцип федерализма – это принцип заключается в том, что, не смотря на то, что система органов исполнительной власти является единой, тем не менее, вопросы, находящиеся в ведении каждого из органов разделены по степени значимости.
Этот принцип позволяет принимать решения с учётом национальных, культурных и исторических традиций определённой территории.
4. принцип законности – речь идёт о том, что все органы исполнительной власти должны быть организованы и действовать в соответствии с законом.
5. принцип экономичности предполагает:
1) государство создаёт органов исполнительной власти только в том количестве, которое необходимо и достаточно;
2) установлена предельная численность; ведено определённое ограничение на количество госслужащих органов исполнительной власти.
6. принцип гласности – это открытость, доступность информации органов исполнительной власти;
7. принцип ответственности органов исполнительной власти перед населением (политическая, дисциплинарная, уголовная).