Основные черты административно-правовых отношений

АП отношения - общественные отношения, регулируемые нормами административного права, которые складываются в сфере государственного управления.

Особенности:

*в качестве одной из сторон данных отношений всегда выступает соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями;

*одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями;

*многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства;

*административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие (желание) второй стороны не является обязательным;

*споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке - путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти;

            *в случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Еще некоторые особенности:

1) права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти; всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

2)административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон; если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

3)разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке. административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон.

            4)  эти отношения возникают в процессе государственного управления;

 их обязательным субъектом выступает орган государственного управления;

5) возникают для решения задач и осуществления функций управления с целью удовлетворения публичных и индивидуальных интересов по инициативе любого из cy6ъектов этих отношений;

6)  что они являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе определенный общественный, государственный интерес

7) Административные правоотношения являются организационными. Это означает, что административные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией исполнительной власти и связаны с ее организацией в широком смысле.

8) Административные правоотношения отличают особый административно-правовой порядок разрешения споров участников правоотношений и своеобразный механизм действия института ответственности за невыполнение субъективных обязанностей, составляющих содержание правоотношения.