Административно-правовое принуждение: сущность, виды
Административное принуждение - особый метод государственного управления. Его специфический признак - властно-принудительный характер мер административного принуждения. Суть этих мер заключается совершении необходимых мероприятий независимо от воли лица, в отношении которого они совершаются. Следовательно, принудительные меры связаны с возможностью заставить управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему.
Административное принуждение как особый вид принуждения:
*является принуждением, основанном на законе, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права;
*осуществляется только уполномоченными на то должностными лицами;
*характеризуется преимущественно внесудебным порядком применения;
*не связано с отношениями служебной подчиненности (в отличие от дисциплинарного принуждения);
* отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;
*применяется в отношении физических и юридических лиц;
Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а также цели принуждения:
- административно-предупредительные;
- административно-пресекательные;
- административно-восстановительные;
- меры юридической ответственности.
Таким образом, административное принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий, так и для прекращения противоправного действия субъектов права, а также исправления сложившейся в результате противоправного поведения ситуации, а также привлечения нарушителя к юридической ответственности.
1. Административно-предупредительные меры отличаются от прочих мер административного принуждения, что они применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-то асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов административного права. Их цель - предотвращение вольного или невольного причинения вреда жизненно важным общественным интересам со стороны различных субъектов. Такие меры принимаются как с целью предотвращения распространения опасных заболеваний, так и в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов со стороны юридического лица.
К числу административно-предупредительных мер относятся: карантин; принудительный осмотр и досмотр багажа; реквизиция грузов; медицинское освидетельствование; ревизии, проверки; регистрационные и лицензионные процедуры и т.п.
2. Административно-пресекательные меры направлены на прекращение противоправного поведения (поведения, характеризующегося внешними признаками противоправности). Пресекательные меры могут быть применены в отношении невиновного лица (если оно является недееспособным или признается невиновным по другим основаниям), а также в отношении поведения, фактически не содержащего состава правонарушения (например, в случае погони под прикрытием). Пресекательные меры зачастую связаны с применением физического насилия, а их перечень недостаточно полно урегулирован действующим законодательством. Применение мер пресечения связано с оперативным реагированием на чрезвычайную ситуацию, что подразумевает возможность ошибочно предпринятых действий в результате отсутствия необходимой информации и времени для анализа ситуации.