Понятие административного права и предмет административно-правового регулирования.
Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.
Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях РФ. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.
Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, и поэтому обобщенно называются управленческими.
Нас интересует в первую очередь управление, в котором непосредственно выражается государственный интерес или государственно-управляющая воля (публичный интерес).
В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, трудового коллектива).
Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Необходимо выделить их следующие виды:
· между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
· между не соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);
· между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;
· между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);
· между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;
· между субъектами исполнительной власти с негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);
· между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
· между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей их возникновения. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:· внутренне (внутрисистемные) – отношения, связанные с формированием управленческих структур, выражают интересы всей системы исполнительной власти сверху донизу. Это их структурные подразделения, должностные лица.
· внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти.
Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности, прежде всего субъектов исполнительной власти. В силу этого можно выделить следующие функции административного права:· правоисполнительную;
· правотворческую;
· правоохранительную.
Таким образом, административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.