Понятие административного права и предмет административно-правового регулирования.

 

Административное право представляет собой отрасль правовой системы РФ, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений.

Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях РФ. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Эти общественные отношения непосредственно  связаны с государственно-управленческой деятельностью, и поэтому обобщенно называются управленческими.

Нас интересует в первую очередь управление, в котором непосредственно выражается государственный интерес или государственно-управляющая воля (публичный интерес).

В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, трудового коллектива).

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Необходимо выделить их следующие виды:

·          между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

·          между не соподчиненными органами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

·          между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями;

·          между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

·          между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

·          между субъектами исполнительной власти с негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

·          между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

·          между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от конкретных целей их возникновения. По этому критерию можно выделить две группы таких отношений:

·          внутренне (внутрисистемные) – отношения, связанные с формированием управленческих структур, выражают интересы всей системы исполнительной власти сверху донизу. Это их структурные подразделения, должностные лица.

·          внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти.

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности, прежде всего субъектов исполнительной власти. В силу этого можно выделить следующие функции административного права:

·          правоисполнительную;

·          правотворческую;

·          правоохранительную.

Таким образом, административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.