Понятие, структура и виды административно - правовых норм.

 

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью административно-правовых норм, определяющих границы должного поведения их участников в сфере государственного управления. Этими нормами создается правовой режим поведения сторон (участников). Административно-правовыми нормами определяются права и обязанности участников регулируемых общественных отношений, а также их ответственность в случае нарушения прав и неисполнения обязанностей.

Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти.

 

Административно-правовая норма - это мера должного или возможного (допускаемого, рекомендуемого) поведения людей, установленная государством и охраняемая специальными средствами.

Административно-правовая норма - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

 

Нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления.

Нормы административного права определяют также правовое полежение физических и юридических лиц в сфере государственного управления.

 

Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных действий, регулируют отношения, связанные с применением мер административного принуждения.

 

Основные черты административно-правовых норм.

 

1. Преследуют цель обеспечения должного функционирования всей системы исполнительной власти, рационального взаимодействия отдельных ее звеньев.

2. Определяют вариант должного поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления.

3. Предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, проведения в жизнь требований законов РФ.

4. Служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях.

5. Имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная ответственность за совершенное правонарушение). Защищают не только себя, но и нормы многих других отраслей права (трудового, финансового, земельного и т.д.).

6. Выступают в роли регулятора иных общественных отношений, а не только их защитника (на основе их определяется порядок взымания налогов).

7. Часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно ее субъектами.

 

Административно-правовая норма, так же, как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру, под которой понимаются внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи составных частей, элементов нормы.

 

Структура административно-правовой нормы.

 

Гипотеза - это часть административно-правовой нормы, содержащая указание о фактических условиях реализации нормы. Гипотеза, как условие применения нормы, далеко не всегда выражена в ней самой и может находится, например, в водной части, в общих положениях или других актах. Она может быть общей для ряда или многих норм (например в ст 13 КоАП РСФСР указан возраст, с которого наступает ответственность за совершение каких либо административных правонарушений. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности).

Диспозиция - это часть административно-правовой нормы, которая определяет правила поведения (права, дозволения, обязанности, запреты, ограничения, предписания). По КоАП РСФСР - это описательная часть правонарушения. (Например, согласно ст. 158 КоАП РСФСР мелким хулиганством признается нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и иные подобные действия).

Санкция - это часть административно-правовой нормы, указывающей на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенное правонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимости похищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. За нарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другом акте, например, за нарушение правил дорожного движения административная ответственность предусмотрена в Административном кодексе.

Для административно-правовых санкций свойственно многообразие. Существуют дисциплинарные санкции, административно-материальные, административно-процессуальные. Например, за нарушение трудовой дисциплины предусмотрена дисциплинарная санкция, за нарушение общественного порядка - административно-материальная санкция, за несвоевременное рассмотрение административного дела - административно-процессуальная санкция.

 

Виды административно-правовых норм.

 

1. По содержанию:

- общие (нормы общего характера, которые охватывают все сферы жизнедеятельности);

- особенные, которые регулируют общественные отношения в определенных отраслях, в конкретной сфере управления.

 

2. По предмету регулирования:

- материальные (определенные права и обязанности участников общественных отношений и их ответственность за невыполнение определенных обязательств);

- процессуальные (они определяют порядок рассмотрения, разрешения дел, писем граждан и т.д.).

 

3. По предмету воздействия:

- обязывающие (обязывают совершить определенные действия, например, обязанности сотрудников милиции - ст. 10 Закона о милиции);

- запрещающие (например, в ст. 15 Закона о милиции указаны случаи, кода сотрудникам милиции запрещено применять оружие);

- уполномачивающие (это определенные правовые возможности, например, права сотрудников милиции - ст. 11 Закона о милиции).

 

4. По действию во времени:

- срочные (с указанием срока действия, например, дорожный знак “Остановка запрещена” с указанием времени);

- бессрочные (устанавливаются на неопределенный срок - до их отмены, например, Закон о милиции);

- временные (устанавливаются на определенный промежуток времени, например, на время стихийного бедствия).

 

5. По действию в пространстве:

- общероссийские (действуют на всей территории России);

- местные (действуют только на определенной территории, например, на территории края, области, района);

- межтерриториальные (действуют сразу же на нескольких территориях, например, на территории Северного Кавказа).

 

6. По способу выражения:

- письменные;

- словестные;

- конклюдентные (жест инспектора ГИБДД об остановке транспортного средства).

 

Способы реализации административно-правовых норм.

 

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:

 

1. Соблюдение - это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой ( например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение - это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

3. Использование - добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

4. Применение - это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу ( например, применение соответствующей ст. КоАП к нарушителю).

 

Вывод: Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.

 

x