Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовое положение иностранных граждан регламентируется Конституцией РФ (ст.62,63), Законом “О правовом положении иностранных граждан в СССР” (Ведомости ВС №26-81г.), международными договорами, Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР и Правилами транзитного проезда иностранных граждан через территорию СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 10 мая 1984 года (СП №21 - 84г.). Вышеназванные акты СССР действуют в части, не противоречащей законодательству РФ и заключенными РФ международными договорами (соглашениями).
Иностранные граждане и лица без гражданства для въезда и выезда из РФ должны иметь, кроме документов, удостоверяющих личность, российскую визу. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывающим в РФ на срок свыше 3 месяцев, виза на въезд выдается при условии предоставления ими сертификата об отсутствии у них ВИЧ - инфекции.
Согласно конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ. Эти граждане, независимо от того, проживают ли они в РФ постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам.
Однако объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в РФ при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут, например, занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, не пользуются избирательным правом, не учавствуют во всенародном голосовании, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью. На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе и т.д.
Однако они несут установленные обязанности перед РФ. Например, иностранные граждане, прибывшие в РФ на постоянное проживание, обязаны получить в ОВД вид на жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных норм на территории РФ к ним может быть применен соответствующий вид ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная). За исключением дипломатических и консульских представительств (вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем).

Особенности правосубъектности иностранных граждан:

- не могут быть государственными служащими, занимать некоторые должности, работать в ОВД;
- не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;
- на них не распространяется воинская обязанность;
- за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства;
- только к ним может быть применена такая мера взыскания - как выдворение;
- при въезде на территорию РФ должны иметь визу (исключение состовляют граждане СНГ);
- им может быть установлено ограничение в передвижении и выборе места жительства (например, в закрытые города);
- при наличии определенных обстоятельств выезд им из России может быть не разрешен (совершение ими уголовного преступления).

Вывод: Иностранные граждане и лица без гражданства, проживая на территории РФ, обязаны подчиняться ее законам. За нарушение этих законов они несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Вывод по лекции: Граждане РФ и иностранные граждане, являясь приоритетным субъектом административного права, активно учавствуют в управлении делами государства. Именно приоритет прав и свобод гражданина положен в основу государственной власти

x