Понятие, функции, признаки и юридическое значение административно-правовых актов управления.

«Правовой акт управления есть основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации исполнительной власти».

Д. М. Овсянко под актом управления понимает официальное решение, принятое органом исполнительной власти в односторонне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Признаки акта управления:

— имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован;

— принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица;

— устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения;

— носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное решение управленческих дел и вопросов;

— принимается субъектом управления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами.

Юридическое значение актов управления:

— устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (другие акты управления);

— возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами;

— выступают в качестве юридических фактов, т. е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере управления;

— являются доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела.

 

Акты управления подразделяются: по юридическим свойствам; сроку действия; территории действия; характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты; органам, издающим правовые акты; форме выражения актов.

По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и смешанного характера.

В Разъяснении о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Минюстом РФ делается ссылка на постановление Государственной думы от 11 ноября 1996 г. № 781_П ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», в котором нормативный правовой акт трактуется как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Индивидуальный акт обращен к одному участнику административно-правового отношения (приказ о назначении на должность, постановление о привлечении лица к административной ответственности).

Акты смешанного характера мы можем наблюдать, анализируя, например, приказы федеральных министров. Причем эти акты по своему содержанию чаще всего являются нормативными, поскольку они рассчитаны на неопределенное время и на неопределенный круг лиц, однако в преамбуле приказа нередко называется фамилия и инициалы руководителя департамента (управления), который должен совершить определенные действия для реализации данного приказа (например, обеспечить заказ на изготовление бланков лицензий и других документов).

 

Объективированным выражением правовой формы деятельности субъектов государственного управления является правовой акт управления (административный акт).

 

Основными признаками правового (административного) акта является то, что он:

 

— имеет юридическую природу, обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства. Правовой характер акта управления — общая черта актов органов государства. Специфика юридического характера акта управления заключается в том, что в нем содержится государственно-властное правовое разрешение вопросов управления;

 

— принимается в одностороннем порядке, исходит из компетентного органа исполнительной власти, должностного лица или иного субъекта государственного управления. Причем это качество акта сохраняется и при принятии его несколькими субъектами управления по соглашению. В этом случае речь идет о выражении коллективной воли субъектов управления в одностороннем порядке;

 

— устанавливает обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения. В последнем случае влечет возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Следовательно, акт управления регулирует как абстрактные, так и казуистические (конкретные) общественные отношения в сфере управления. И в этом смысле акт государственного управления является актом-регулятором;

 

— носит творческий характер, поскольку направлен на оптимальное разрешение управленческих дел и вопросов. От субъекта управления, разрешающего дело, требуются: творческий, научный подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных;

 

— принимается субъектом управления только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции, и в порядке, установленном правовыми нормами. Такой порядок в основном регламентируется

 

административно-процессуальными нормами, например постановление Правительства принимается только в коллегиальном порядке и при наличии кворума.

 

Следовательно, правовой акт управления — это юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное управленческое дело (вопрос), персонально определяющий поведение адресата, обладающий государственно-властным творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

 

С точки зрения социального содержания правовые акты управления (административные акты) — это управленческие решения, в которых находят свое непосредственное выражение цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления. Посредством акта управления решаются разнообразные управленческие дела (вопросы, ситуации), возникающие в процессе осуществления исполнительной, управленческой деятельности.

 

Юридическое значение актов управления многообразно: они устанавливают, изменяют или отменяют нормы права (речь идет о нормативных актах управления); возлагают конкретные обязанности на субъектов управления или наделяют их определенными правами (например, обязанность совершать то или иное действие в сфере управления, право распоряжаться государственными средствами и т.п.). Акты управления выступают в качестве юридических фактов, т.е. оснований для возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере управления (например, зачисление гражданина Российской Федерации в кадры МВД России служит юридическим фактом, порождающим соответствующие служебные отношения).

 

Акты управления могут служить:

 

— основанием для издания других актов управления (например, на основе акта вышестоящего органа исполнительной власти издается акт нижестоящим органом исполнительной власти);

 

— доказательством для суда, основанием для возбуждения судебного дела (об увольнении работника, о признании недействительным ордера на жилую площадь и др.);

 

— условием действительности других актов (например, вы

дача органами внутренних дел разрешения на приобретение

огнестрельного оружия и др.).         

 

Отличие правовых актов управления от других актов государственных органов и общественных объединений. Акт управления отличается от закона тем, что он носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона. Закон имеет высшую юридическую силу в системе правовых актов. Никакой акт государственного управления не может отменить или изменить закон. Бели акт управления противоречит закону, то действует закон, тогда как закон может отменить или приостановить действие акта управления.

 

Меньшей степенью юридической силы обладают акты управления органов исполнительной власти субъектов федерации по сравнению с актами представительных (законодательных) органов субъектов федерации.

 

От судебных актов (приговора, решения, постановления, определения) акты управления отличаются по юридическим свойствам, основаниям и порядку принятия. Судебный акт — это правовая форма выражения правосудия, он является актом применения нормы права к лицам, нарушившим права или законные интересы граждан, органов, предприятий, учреждений, организаций. Поэтому судебный акт — индивидуальный акт, применяемый в связи с рассмотрением и разрешением судом дела о правонарушении или спора о праве. Большинство же актов управления издается в связи с совершением субъектами управления правомерных действий, в целях осуществления руководства сферами и отраслями управления.

 

Судебные акты выносятся судами, которые независимы и подчиняются только закону. Следовательно, никто не может дать суду указание, как разрешить то или иное конкретное дело. В то время как правовые акты управления могут приниматься субъектами управления на основе и во исполнение не только законов, но и указаний (распоряжений, предписаний) вышестоящих субъектов управления, которые в пределах своей компетенции в процессе руководства обладают правом давать предписания, обязательные для исполнения подчиненными им органами и должностными лицами.

 

От актов прокурорского надзора (протеста, представления, постановления) правовой акт управления отличается по юридическим свойствам и основаниям принятия. Акты прокурорского надзора являются формой реагирования прокурора на нарушения законности, они не содержат в себе новых норм права, а

 

также предписаний управленческого, исполнительно-распорядительного характера, что присуще актам государственного управления.

 

От гражданско-правовых актов (сделок) правовые акты управления отличаются по своей юридической природе и основаниям принятия. Для гражданско-правовых актов характерно взаимное волеизъявление сторон. Гражданско-правовой акт — это соглашение, результат взаимного волеизъявления сторон (участников договора), тогда как акт управления может быть принят без согласия заинтересованной стороны.

 

Акты управления отличаются от документов, имеющих юридическое значение, и от служебных документов. Документы, имеющие юридическое значение (служебное удостоверение, диплом, протокол об административном правонарушении и т.п.), сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают конкретных правоотношений. Составленные по установленной форме, они лишь удостоверяют определенные факты.

 

Служебные документы (справки, докладные записки, стенограммы совещаний и т.п.) не имеют юридического значения, но они являются источниками информации. На основе служебных документов, так же как и на основе документов, имеющих юридическое значение, могут быть приняты правовые акты управления (например, на основании рапорта об успешном выполнении работником служебного задания может быть издан руководителем органа исполнительной власти приказ о его поощрении).

 

Правовые акты управления отличаются также от актов негосударственных, общественных организаций и иных объединений. Последние акты издаются от имени негосударственной организации или объединения. Они обязательны лишь для членов организации (объединения), их реализация обеспечивается средствами и методами самой организации (объединения). Юридическим государственно-властным характером акты негосударственных органов и организаций не обладают. Вместе с тем в случаях, когда выполнение отдельных функций органов исполнительной власти, государственного управления законом или иным нормативным актом поручается общественным организациям, то некоторые акты этих организаций могут носить государственно-властный характер.