Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения различны, многообразны по своему характеру, содержанию и направленности. Приведем их классификацию по некоторым критериям:
По сущности управления они подразделяются на: а) основные административно-правовые отношения, т. е. собственно властеотношения между соподчиненным субъектом и объектом управления. Это отношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, между руководителями и подчиненными, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности;
б) не основные административно-правовые отношения, т. е. отношения между не соподчиненными сторонами управленческого процесса. Например, отношения двух равноправных органов исполнительной власти при подготовке совместного Р. правового акта или решения взаимных управленческих вопросов.
По содержанию норм административного праадминистративно-правовые отношения подразделяются на:
а) материальные административно-правовые Р отношения, т.е. возникающие на основе материальных норм административного права. Например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей;
б) процессуальные административно-правовые отношения, т. е. отношения в связи с разрешением конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами. Например, Отношения, возникающие при привлечении к административной ответственности, при рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.
По характеру связей участников административно-правовых отношений они подразделяются на:
а) вертикальные административно-правовые отношения, т. е. между соподчиненными сторонами отношений. При этом равенство сторон исключено. Например, вышестоящий орган по отношению к нижестоящему, орган исполнительной власти и гражданин и т. д.;
б) горизонтальные административно-правовые отношения, т. е. отношения равноправных субъектов управления. Например, отношения _между несоподчиненными исполнительными органами, между государственными служащими одинакового должностного уровня и т. д.
По характеру юридических фактов административно-правовые отношения подразделяются на:
а) административно-правовые отношения, по
рождаемые правомерными деяниями. Например,
поступление гражданина на государственную
службу;
б) административно-правовые отношения, порождаемые неправомерными деяниями. Например, совершение лицом административного правонарушения;
в) административно-правовые отношения, порождаемые событиями. Например, призыв на военную службу в связи с объявлением войны и др.