Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения различны,  многообразны по своему характеру, содержа­нию и направленности. Приведем их классифика­цию по некоторым критериям:

По сущности управления они подразделяются на: а) основные административно-правовые отно­шения, т. е. собственно властеотношения между соподчиненным субъектом и объектом управле­ния. Это отношения между вышестоящими и ни­жестоящими органами исполнительной власти, между руководителями и подчиненными, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности;

 б) не основные административно-правовые отношения, т. е. отношения между не соподчиненными сторонами управленческого процесса. Например, отношения двух равноправных органов исполнительной власти при подготовке совместного Р. правового акта или решения взаимных управленческих вопросов.

 По содержанию норм административного праадминистративно-правовые отношения подразделяются на:

    а) материальные административно-правовые Р отношения, т.е. возникающие на основе материальных норм административного права. Например, отношения по реализации субъективных прав и обязанностей;

б) процессуальные административно-правовые отношения, т. е. отношения в связи с разрешени­ем конкретных дел, которые регулируются адми­нистративно-процессуальными нормами. Напри­мер, Отношения, возникающие при привлечении к административной ответственности, при рас­смотрении заявлений, предложений и жалоб граж­дан органами управления и их должностными лицами.

По характеру связей участников административ­но-правовых отношений они подразделяются на:

а) вертикальные административно-правовые отношения, т. е. между соподчиненными сторона­ми отношений. При этом равенство сторон исклю­чено. Например, вышестоящий орган по отноше­нию к нижестоящему, орган исполнительной власти и гражданин и т. д.;

б) горизонтальные административно-правовые отношения, т. е. отношения равноправных субъектов управления. Например, отношения _между несоподчиненными исполнительными органами, между государственными служащими одинаково­го должностного уровня и т. д.

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения подразделяются на:

а) административно-правовые отношения, по­
рождаемые правомерными деяниями.
Например,
поступление гражданина на государственную
службу;

б) административно-правовые отношения, по­рождаемые неправомерными деяниями. Например, совершение лицом административного правонару­шения;

в) административно-правовые отношения, по­рождаемые событиями. Например, призыв на во­енную службу в связи с объявлением войны и др.