Виды органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти, возможно, клас­сифицировать по ряду признаков и оснований.

I. По территории действия. Согласно ст. 77 Кон­ституции РФ все органы исполнительной власти делятся на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, При этом в соответствии со ст. 78 Конститу­ции РФ федеральные органы исполнительной вла­сти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Таким об­разом, по территории деятельности органы испол­нительной власти можно разделить на:

1)федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Это Прави­тельство РФ, федеральные министерства государ­ственные комитеты Российской Федерации и др.;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, которые распространяют свое действие на тер­риторию данного субъекта РФ (республики в со­ставе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создается федеральными органами для осуществления |;€еоих полномочий как на территории одного субъекта РФ, так и на территории нескольких субъектов РФ.

Примерами территориальных органов федераль­ных органов исполнительной власти, действую­щих в пределах одного субъекта РФ, могут слу­жить: отделения Российской транспортной инс­пекции Министерства транспорта РФ в субъектах федерации; управления Федеральной службы безопасности РФ в субъектах Федерации и др. При­мерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территориях нескольких субъектов РФ, являются: региональные таможенные управления Государ­ственного таможенного комитета РФ, территори­альные (региональные) органы Федерального горно­го и промышленного надзора России, управления железных дорог Министерства путей сообщения РФ и др.

II. По характеру компетенции органы исполни­тельной власти подразделяются на:

1)органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ. Администрации краев, областей и др.;

2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, атомной энергией, здравоохранением, обороной, юстицией и т. д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства Российской Федерации; в субъектах РФ —мини­стерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др. (например, главное управление юстиции края);

3) органы межотраслевой компетенции  права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, стандартизаци­ей и метрологией, статистикой, рынком ценных бу­магой т. д.). На федеральном уровне такой компетен­цией наделены в основном государственные комите­ты Российской Федерации и федеральные комиссии России; в субъектах Федерации — государствен­ные комитеты, комитеты, управления и др.;

4) органы специальной компетенции, осуще­ствляющее надзорные, контрольные, разреши­тельные и некоторые иные специальные функции (например, надзор за ядерной h радиационной безопасностью, мониторинг окружающей среды, обеспечение правительственной связи и информа­ции и т. д.). На федеральном уровне органами спе­циальной компетенции являются федеральные службы России, российские агентства, федераль­ные надзоры России, в субъектах Федерации— службы, палаты и др. К примеру, в структуре ад­министраций ряда субъектов РФ существуют та­кие органы специальной компетенции, как лицен­зионная и регистрационная палаты;

5)органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции  права и обязанности которых распространяются на определенное на усиление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются службы, департаменты, главные управления, управления другие подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, Автомобильно-дорожная служба Министерства транспорта РФ). субъектах РФ органы внутриотраслевой компетенции —управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов (например. Управление лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Министерства образования республики в составе России, Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения админи­страции края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики админи­страций области и др.).

 III. По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполни­тельной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, го­сударственные комитеты, комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, ведомства, адми­нистрации, мэрий, департаменты, главные управ­ления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты и др.

Рассмотрим некоторые из этих органов. Пра­вительство — это орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Пра­вительство РФ), республик, входящих в Россию, некоторых других субъектов Федерации (напри-

статус правительств), министерства, го­сударственные комитеты, комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, ведомства, адми­нистрации, мэрий, департаменты, главные управ­ления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты и др.

Рассмотрим некоторые из этих органов. Пра­вительство — это орган исполнительной власти общей компетенции Российской Федерации (Пра­вительство РФ), республик, входящих в Россию, некоторых других субъектов Федерации (например, Свердловской области. Челябинской облас­ти, г. Москвы). Кабинет Министров — название правительства в некоторых республиках, входя­щих в Россию (например, в Татарстане, Башкор­тостане, Чувашской Республике),

Министерство — орган исполнительной влас­ти отраслевой компетенции Российской Федера­ции (федеральное министерство), республик, вхо­дящих в Россию. Комитет —орган исполнитель­ной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ, как правило, не яв­ляющихся республиками (например. Комитет об­разования Правительства Москвы). Комитетами могут быть и некоторые органы внутриотраслевой компетенции в структуре федеральных органов ис­полнительной власти (например. Следственный комитет МВД России). Комитетами стали назы­ваться также определенные территориальные орга­ны федеральных органов исполнительной власти (например, комитеты федеральной криминальной милиции МВД России по федеральным округам).

Администрация —: орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов. Администрация со­стоит из отраслевых и функциональных структур­ных подразделений и возглавляется главой админи­страции, а в ряде краев и областей —губернатором.

Инспекция— орган исполнительной власти спе­циальной компетенции, осуществляющий надзор­ные, контрольные, разрешительные и иные специ­альные функции в одной, нескольких или всех от­раслях экономики, административно-политической и социально-культурных сфер. Главными задачами инспекций являются обеспечение соблюдения дей­ствующих в той или иной сфере законов и иных нормативных актов, предупреждение и пресечение соответствующих правонарушений. На федеральном уровне инспекции, как правило, входят в качестве структурных подразделений в какие-либо Федеральные органы исполнительной власти (например, Российская транспортная инспекция миниистерства транспорта РФ).

 IV. По порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти делятся на:

 1) единоначалъные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства,  управления, администрации краев, областей и др.). Несмотря на то что во многих едино начальных органах существуют коллегии, их решения  проводятся в жизнь приказами руководителя органа, который и несет всю персональную ответственность за организацию работы. Решения коллегий  для руководителя единоначального органа носят совещательный, рекомендательный характер;

2) коллегиальные органы, в которых подавля­ющее большинство вопросов, причем имеющих наиболее важное значение, обсуждается и разре­шается только коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Типичные при­меры коллегиальных органов—Правительство РФ и правительства республик в составе России. На коллегиальной основе осуществляют свою деятель­ность также государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России.

V. По источнику финансирования органы ис­полнительной власти делятся на:

1) органы, финансируемые за счет федерально­го бюджета (госбюджетные органы);

      2) органы, финансируемые за счет бюджетов субъектов РФ.

x