Понятие государственной службы и ее принципы

   Органы исполнительной власти, другие государственные органы осуществляют свои полномочия посредством деятельности работающих в этих органах должностных лиц/которые являются государственными служащими. Однако прежде чем говорить о государственных служащих как субъектах административного права, необходимо уяснить, что такое государственная служба. Основным законодательным актом о государственной службе является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации».

В этом Законе дано понятие государственной должности, под которой понимается должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ. Государственная должность устанавливает определенный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данных государственных органов ,а также содержание и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Государственные должности подразделяются на три категории: «А», «Б», «В».        

Государственные должности категории «а»  устанавливаются Конституцией РФ, федеральны-1 ми законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Это должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ,^ председателей палат Федерального Собрания, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутатов, министров, судей и некоторых других лиц.

Государственные должности категории «Б» учреждаются в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения  исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Примерами государственных должностей категории «Б» на федеральном 1 уровне могут служить должности: руководителя Администрации Президента РФ, помощника (ре­ферента, советника) Президента РФ, руководите­ля Секретариата Председателя Совета Федераций Федерального Собрания, помощника (советника) Председателя Совета Федерации Федерального Со­брания, руководителя Секретариата Председателя , Государственной Думы Федерального Собрания, помощника (советника) Председателя Государ­ственной Думы Федерального Собрания, руководи­теля Секретариата Председателя Правительства РФ, помощника (советника) Председателя Прави­тельства РФ, помощника (советника) федерально­го министра и др. Примерами государственных должностей категории «Б» в государственных органах субъектов РФ являются должности: руко­водителя администрации (аппарата) президента республики в составе Российской Федерации; помощника (референта, советника) президента, помощника председателя законодательного собрания, помощника главы правительства, помощника министра этих республик; помощника главы администрации края, области в составе Российской Федерации и др.

государственные должности категории «В» — должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Примерами таких должностей в федеральных органах государственной власти могут жить должности: первого заместителя и заместителя руководителя Администрации Президента РФ, первого заместителя и заместителя начальника Главного управления Президента РФ, первого заместителя и заместителя Руководителя Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания, начальника управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания, начальника департамента (управления) Аппарата Прави-1ьства РФ, заместителя федерального министра, руководителя иного (кроме министерства) федерального органа исполнительной власти, начальника департамента (управления, отдела) федерального органа исполнительной власти, других сотрудников этих органов. Аналогичные государственные должности категории «В» существуют и органах субъектов Федерации.

Под государственной должностью государственной службы понимается государственная должность, отнесенная только к категориям «Б» или З». А под государственной службой, в свою очередь, понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, осуществляемая только лица и, которые занимают государственные должности категорий «Б» и «В». При этом государствен­ным служащим является гражданин РФ, испол­няющий обязанности по государственной должно­сти государственной службы за денежное воз­награждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соот­ветствующего субъекта РФ.

Обратим внимание, что государственным служа­щим признается гражданин, исполняющий соответ­ствующие обязанности лишь в государственных органах. Человек, работающий не в государствен­ных органах, и с любых других государственных организациях, государственным служащим не яв­ляется. Так, например, сотрудник, занимающий самую низкую государственную должность в ка­ком-либо министерстве, администрации области, аппарате областного законодательного собрания и в других государственных органах, — государ­ственный служащий. Руководитель же и другие сотрудники крупного государственного предприятия учреждения, государственного университета и т. д. не относятся к государственным служащим.

С учетом федеративного устройства России госу­дарственная служба имеет два самостоятельных уровня: федеральную государственную службу, на­ходящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов РФ, находящу­юся в их  ведении. Однако все лица, находящиеся на государственной службе (государственные слу­жащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, образуемых в со­ответствии с Конституцией РФ), признаются госу­дарственными служащими Российской Федерации.

Еще раз подчеркнем, что лица, занимающие государственные должности категории «А» (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи некоторые другие лица), не находятся на государственной службе и соответственно не являются государственными служащими.

Государственная служба основана на принципах:

   1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовы-'1 ми актами, должностными инструкциями при ис­полнении государственными служащими должно­стных обязанностей и обеспечении их прав;

2) приоритета прав и свобод человека и граж­данина, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и сво­боды человека и гражданина;

3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Россий­ской Федерацией и субъектами РФ;

4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;

5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профес­сиональной подготовкой;

6) обязательности для государственных служа­щих решений, принятых вышестоящими государ­ственными органами и руководителями в пределах их полномочий ив соответствии с законодатель­ством Российской Федерации;

7) единства основных требований, предъявляе­мых к государственной службе

8) профессионализма и компетентности государ­ственных служащих;

9) гласности в осуществлении государственной службы;

10) ответственности государственных служащий за подготавливаемые и принимаемые решения неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;             

11) внепартийности государственной службы;

12) отделения религиозных объединений от государства;                                  

13) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.