Административно-правовой статус государственных служащих

Напомним, что государственным служащим яв­ляется гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы, т. е. по государственной должности кате­горий «Б» или «В». Государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп:

1-я группа — младшие государственные долж­ности государственной службы

2-я группа — старшие государственные долж­ности государственной службы

  3-я группа — ведущие государственные долж­ности государственной службы

4-я группа — главные государственные долж­ности государственной службы

5-я группа — высшие государственные долж­ности государственной службы.  

Чем выше группа государственной должности государственной службы, тем более высокое поло­жение занимает государственный служащий. Так, например, заместитель федерального министра за­нимает высшую государственную должность государственной службы (5-я группа должностей), а рядовой инспектор подразделения администрации  младшую государственную должность дарственной службы (1-я группа должностей). Это бы занять должность более высокой группы, необходимо не только иметь требуемое для этого профессиональное образование, но и стаж работы на государственной службе, соответствующие опыт испытания. Закон четко определяет требования к образовательному уровню государственных служащих.

Гражданам РФ, претендующим на высшие и главные государственные должности государствен­ной службы (5-я и 4-я группы должностей), кро­ме профессионального высшего образования по (специализации должности или равноценного ему высшего образования) необходимо иметь дополни­тельное, второе профессиональное высшее образо­вание. Желательно, чтобы вторым высшим обра­зованием было управленческое образование, хотя для государственной службы весьма ценными бу­дут также экономическое и юридическое образо­вание.

Гражданам РФ, претендующим на ведущие и старшие государственные должности государ­ственной службы (3-я и 2-я группы должностей), необходимо иметь профессиональное высшее об­разование по специальности «государственное и муниципальное управление» либо по специализа­ции должности (или иное равноценное высшее об­разование). Конечно, лицам, претендующим на эти должности, не помешает и второе высшее об­разование, однако это не обязательно, а бот пер­вое профессиональное высшее образование необхо­димо. Безусловно, и здесь кроме управленческого образования весьма ценными будут экономическое или юридическое образование.

Для замещения младших государственных должностей государственной службы (1-я группа должностей) достаточно среднего профессиональ­ного образования до специализации должности или равноценного ему образования. Таким обра­зом, лица, закончившие средние профессиональ­ные образовательные учреждения, в частности юридические колледжи, могут претендовать на замещение младших государственных должностей государственной службы.

По результатам государственного квалификаци­онного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды. Квалификационный разряд государ­ственного служащего — это его персональный чин (служебный разряд), соответствующий служебно­му положению (занимаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к опре­деленному ведомству и заслугам. Квалификацион­ные разряды указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих требова­ниям, предъявляемым к государственным должно­стям государственной службы.

Государственным служащим могут быть при­своены следующие квалификационные разряды:

1) действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-гб класса — госу­дарственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;                          *

2) государственный советник Российской Феде­рации 1, 2 и 3-го класса — государственным слу­жащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

3) советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государ­ственной службы;

 4) советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещаю­щим старшие государственные должности государ­ственной службы;

5) референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса — государственным служащим, замещаю­щим младшие государственные должности госу­дарственной службы.

В каждой из этих пяти групп разрядов наивыс­шим является 1-й класс, наименьшим—3-й класс. Таким образом, самый высокий квалифи­кационный разряд государственного служащего в России — это «действительный государственный советник Российской Федерации 1-го класса», са­мый низкий — «референт государственной служ­бы 3-го класса». Действительным государствен­ным советником Российской Федерации 1-го клас­са может стать заместитель федерального министра, руководитель другого (не министерства) федерального органа исполнительной службы, на­пример, государственного комитета РФ, федераль­ной службы России, другой столь же высокий го­сударственный служащий. Референтом же госу­дарственной службы 3-го класса может стать любой начинающий государственный служащий, даже не имеющий профессионального высшего об­разования.

Присвоение квалификационных разрядов дей­ствительных государственных советников Россий­ской Федерации 1, 2 и 3-го класса и государ­ственных советников Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса, т. е. шести самых высоких квали­фикационных разрядов, производится Президен­том РФ.

Для отдельных видов государственной службы (например, военной службы, службы в" правоохра­нительных органах, дипломатической службы) ус­танавливаются свои квалификационные разряды, воинские звания, дипломатические ранги.

При переводе или переходе государственного служащего в другой государственный орган или на другую государственную должность ему сохра­няется присвоенный квалификационный разряд. Присвоенный ранее квалификационный разряд понижению не подлежит.

Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой госу­дарственной должности государственной службы, критерии оценки качества его работы и условия продвижения по службе;

2) получение информации и материалов, необ­ходимых для исполнения должностных обязанно­стей;

3) посещение в установленном порядке для ис­полнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие в конкурсе на замещение вакант­ной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и дру­гими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку, переквалификацию и повы­шение квалификации за счет средств соответству­ющего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) объединение в профессиональные союзы и ассоциации для защиты своих прав/социально-экономических и профессиональных интересов;

11) внесение предложений по совершенствова­нию государственной службы в любые инстанций;

12) проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

13) обращение в соответствующие государствен­ные органы или в суд для разрешения любых спо­ров, связанных с государственной службой.

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) добросовестно исполнять должностные обя­занности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов, граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указа­ния вышестоящих руководителей, отданные в пре­делах их должностных полномочий, за исключе­нием незаконных;

5) своевременно рассматривать обращения граж­дан и общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных ор­ганов и органов местного самоуправления и при­нимать по ним решения;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со слу­жебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, доста­точный для исполнения своих должностных обя­занностей;

8) хранить государственную тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с ис­полнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоин­ство граждан.

Гражданин при поступлении на государствен­ную службу, а также государственный служащий ежегодно обязаны представлять в органы государ­ственной налоговой службы сведения о получен­ных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объекта­ми налогообложения.

За успешное и добросовестное исполнение госу­дарственным .служащим своих должностных обя­занностей, продолжительную и безупречную служ­бу, выполнение заданий особой важности неслож­ности к нему применяются различные меры поощрения:

1) единовременная денежная премия;

2) объявление благодарности;

3) объявление благодарности с денежным поощ­рением;

4) награждение ценным подарком;

5) присвоение почетного звания;

6) награждение орденами и медалями. При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный слу­жащий может быть поощрен денежной премией в размере до 10 должностных окладов. За особые отличия государственному служащему может быть присвоен очередной квалификационный разряд без сдачи им государственного квалификационно­го экзамена или прохождения аттестации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих служебных  обязанностей на него могут быть наложены дисциплинарные  взыскания в виде: замечания; выговора;

строгого выговора; предупреждения о неполном Служебном соответствии; увольнения. Государственный служащий) допустивший должностной проступок» может быть. также временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной         ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания.

Для лиц, находящихся на государственной служ­бе, установлен ряд ограничений. Это связано с осо­бенностями государственной службы и имеет це­лью обеспечить эффективную деятельность по ис­полнению полномочий государственных органов, установить препятствия возможному злоупотреб­лению государственных служащих.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельно­стью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммер­ческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по де­лам третьих лиц в государственном органе, в ко­тором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосред­ственно подконтролен ему;

6) использовать во внеслужебных целях сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государ­ственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выс­тупления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц денежное вознаграждение, подарки, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расхо­дов, связанные с исполнением должностных обя­занностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иност­ранных государств, международных и иностран­ных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуще­ствляемых в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между органами госу­дарственной власти Российской Федерации и ее субъектов с государственными органами иностран­ных государств, международными и иностранны­ми организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропа­ганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры полити­ческих партий, религиозных, общественных объе­динений, за исключением профессиональных союзов.