Предприятия как субъекты административного права

Предприятие — это разновидность организа­ции , созданная собственником для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие является са­мостоятельным хозяйствующим субъектом. Для правильного понимания многообразия предприя­тий проведем их классификацию по различным основаниям.

По виду собственности:

а) государственные;

б) негосударственные (муниципальные, част­ные, общественные, смешанные, религиозные). По организационно-правовой форме:

а) полное товарищество;

б) товарищество на вере;

в) общество с ограниченной ответственностью;

г) общество с дополнительной ответственностью;

д) акционерное общество;

е) производственный кооператив;

ж) потребительский кооператив;

з) унитарные предприятия и др. По отраслевой производственно-технологиче­ской специализации:

а) промышленные предприятия (заводы, фабри­ки, шахты, рудники, комбинаты и др.);

б) сельскохозяйственные предприятия (фермер­ские хозяйства, крестьянские хозяйства, сельско­хозяйственные кооперативы и артели, рыболовец­кие артели, предприятия переработки сельскохо­зяйственной продукции и др.);

в) строительные предприятия (строительные и строительно-монтажные объединения, например строительные управления; строительные предпри­ятия, в том числе строительные комбинаты; стро­ительные кооперативы; дорожно-строительные предприятия; мостостроительные поезда и др.);

г) транспортные предприятия (железные до­роги, отделения железных дорог, станции, депо, товарные склады, ремонтные предприятия желез­нодорожного транспорта; пароходства, порты, ре­монтные предприятия водного транспорта; объеди­нения гражданской авиации, аэропорты, авиаци­онные отряды, ремонтные и другие предприятия гражданской авиации; автотранспортные объеди­нения, автопредприятия, автокомбинаты, авторе­монтные предприятия; объединения и предприя­тия трубопроводного транспорта и др.);

д) предприятия связи (узлы связи, почтамты, почтовые отделения, телеграфы, телефонные узлы, автоматические телефонные станции, компании сотовой телефонной связи, пейджинговые компа­нии и др.);

е) предприятия торговли (универмаги, гастро­номы, универсамы, иные магазины, торговые базы и склады, овощные базы, хладокомбинаты и др.); ж) предприятия общественного питания (столовые, кафе, рестораны, закусочные буфеты, :1бары и др.);

з) жилищно-коммуналъные предприятия (жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий, комендатуры, гостиницы, общежития, ремонтно-эксплуатационные предпри­ятия, дорожно-ремонтные предприятия, котель­ные, теплоэнергоцентрали, энергосети и др.);

и) другие виды предприятий.

По общему правилу предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов исполни­тельной власти в качестве их составных элемен­тов. Исключения составляют предприятия отдель­ных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном про­цессе. Например, отдельные предприятия желез­нодорожного транспорта находятся в иерархиче­ском подчинении органов системы Министерства путей сообщения РФ, осуществляющих по опре­деленным вопросам оперативное руководство эти­ми предприятиями.

Гражданский кодекс РФ разрешает коммерче­ским организациям по договору между собой созда­вать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской де­ятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраня­ют свою самостоятельность и права юридического лица.

Предприятия независимо от видов собственнос­ти и организационно-правовых форм обязаны со­блюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой ре­жим природопользования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников пред­приятий, населения и потребителей продукции, антимонопольное законодательство и т.д. Уполно­моченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением этого законодательства и при наличии соответствующих нарушений мо­гут вмешиваться в деятельность организаций, при­менять необходимые меры административного принуждения.

Предприятие создается его собственником. Уч­редительным документом предприятия является устав или учредительный Договор. Предприятие считается созданным с момента его государствен­ной регистрации в качестве юридического лица. Для осуществления отдельных видов деятельнос­ти предприятию необходимо получение специаль­ного разрешения государства— лицензии. Ликви­дация предприятия производится: по решению его учредителей либо их органа; по истечении срока, на который оно было создано; по решению суда (в случае признания его банкротом, деятельности, запрещенной законом, недействительной регистра­ции и др.). Контроль за созданием, реорганизаци­ей и ликвидацией предприятий осуществляет спе­циальный государственный орган— Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

Административно-правовой статус предприятия определяется не только нормами административно­го права, но и нормами гражданского, трудового, финансового, муниципального и других отраслей права. И с этих позиций, в частности, имеются су­щественные различия в административно-право­вом статусе государственных и негосударственных предприятий.

Государственные предприятия являются собственностью государства, поэтому и влияние государства на их деятельность больше, чем на негосударственные предприятия. Так, соответствующие государственные органы выступают учредителями государственного предприятия, определяют предмет и цели его деятельности, утверждают устав, Выправляют госпредприятием, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, в установленных случаях доводят государственные заказы, реорганизуют и ликвидируют государственные предприятия. Некоторые виды деятельности разрешены только государственным предприятиям, например, производство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.

По смыслу Гражданского кодекса РФ государ­ственное предприятие является унитарным, т.е. это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ним имущество. Государство передает государственным предприятиям свою собственность: на праве хозяй­ственного ведения или на праве оперативного уп­равления. При этом государственные предприятия второго типа, так называемые федеральные казен­ные предприятия (фабрики, хозяйства), обладают меньшей степенью хозяйственной самостоятельно­сти по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ве­дения. Казенные предприятия создаются только на базе федеральной собственности, и они находят­ся в ведении соответствующих федеральных орга­нов исполнительной власти. Федеральных казен­ных предприятий много в военно-промышленном комплексе.

Государственное предприятие, основанное, на праве хозяйственного ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития; Основу планов составляют заключаемые предприятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспек­тивных задач. Преимущественной формой снабже­ния предприятия являются прямые связи. Разви­ваются формы посредничества через биржи, бро­керские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и та­рифам, устанавливаемым в основном самостоя­тельно или на договорной основе. Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кре­дитных договоров и расчетной дисциплины. Пред­приятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Правовое положение казенных предприятий характеризуется меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государствен­ными предприятиями, основанными на праве хо­зяйственного ведения. Такое предприятие нахо­дится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, который осуществ­ляет регулирование и координацию в данной сфе­ре управления. Такой орган утверждает индиви­дуальный устав подведомственного казенного предприятия, назначает на должность его руково­дителя, принимает решение об осуществлении предприятием самостоятельной хозяйственной де­ятельности, определяя при этом конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реали­зацию которых распространяется разрешение.

Административно-правовой статус негосудар­ственных предприятий также имеет свои особенности. Такие предприятия действуют в пределах адмистративно-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроле за их соблюдением. Влияние государства на данные предприятия более ограниченно, чем на государственные. Его роль заключается в создании административно-правового режима, связанного с регистрацией, лицензированием, налогообложением» и 'контроле за соблюдением этого режима. В вопросы профиля предприятия, организации управления, персонального состава руководителей и во многие другие проблемы деятельности предприятия государство не вмешивается (за исключением особых случаев, установленных законодательством). По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями.