Виды административных процедур
По видам решаемых задач в рамках компетенций субъектов права Ю.А.Тихомиров предлагает следующий примерный перечень административных процедур:
а) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);
б) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);
в) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);
г) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);
д) делегирование полномочий;
е) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);
ж) проведение координации;
з) осуществление контроля;
и) деятельность в рамках целевых программ;
к) рассмотрение обращений граждан;
л) рассмотрение предложений общественных объединений;
м) разрешение разногласий и споров;
н) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);
о) порядок реорганизации и упразднения организаций;
п) международные и смешанные процедуры.
Процедуры желательно применять комплексно, в этом случае обеспечивается их гибкое сочетание.
Существуют разные способы закрепления административных процедур: закон, регламент, правила, положение, распорядок.
Для разработки процедуры необходимо:
правильно определить компетенцию органа (предметы ведения, объекты или сферы воздействия, полномочия, ответственность и ресурсы для реализации полномочий);
выделить устойчивые и повторяющиеся юридические действия и акты в деятельности субъекта права;
распределить функции управления между внутриструктурными подразделениями, заместителями руководителя, утвердить соответствующие регламенты и уточнить организационную структуру органа.
Создание классификаторов функций государственного управления, несомненно, позволяет унифицировать подходы к их регламентированию.
Самостоятельным видом административных процедур является установление порядка принятия решений органами исполнительной власти, о котором говорилось выше.
Внедрение административных регламентов, самых распространенных процессуальных нормативных актов исполнения государственных функций и, в частности, предоставления государственных услуг на всех уровнях государственной власти, признано сегодня одним из важнейших методов совершенствования качества государственного управления.
Под государственной услугой понимается деятельность органа исполнительной власти по исполнению запроса или требования граждан и организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов, или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг.
Административный регламент – нормативный правовой акт, устанавливающий порядок осуществления органом исполнительной власти государственной функции, связанной с предоставлением государственной услуги.
Под стандартом государственной услуги понимаются обязательные для исполнения правила, устанавливающие в интересах получателя государственной услуги требования к оказанию государственной услуги, включающие характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания данной государственной услуги.
Система административных регламентов предоставления государственных услуг должна включать следующие элементы:
– единый реестр государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, в том числе в составе переданных в установленном порядке органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий;
– правила разработки, согласования и утверждения стандартов государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти физическим и юридическим лицам;
– правила разработки, принятия, изменения и применения административных регламентов государственных услуг;
– информационные технологии, реализующие электронные административные регламенты;
– административные регламенты, в том числе, электронные административные регламенты, введенные в действие в установленном порядке.
Среди наиболее распространенных административных производств требующих регламентирования, можно назвать, например, лицензионно-разрешительное производство. Регламент должен содержать исчерпывающие сведения о документах, представляемых для получения лицензии (заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе, вид деятельности, срок действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату рассмотрения заявления; справка налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя и т.п.). Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных в положениях о лицензировании соответствующих видов деятельности, запрещается.
Регламент описывает процедуры рассмотрения заявления о выдаче лицензии, проведения экспертизы , принятия решения о выдаче лицензии или отказе с указанием сроков, указывает исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии.
Лицензирование в настоящее время является одной из самых распространенных форм разрешительной системы. Но последняя имеет и другие формы своего выражения.
Так, разрешительная система широко используется органами Министерства внутренних дел РФ при организации деятельности по выдаче (аннулированию) специальных разрешений (лицензий) на занятие видами деятельности, производствами, работами (оказание услуг), подлежащих лицензированию в системе МВД, а также по контролю за осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг).
Разрешительная система в сфере охраны общественной безопасности представляет собой совокупность правил, регламентирующих и регулирующих порядок производства, приобретения, хранения, пользования, сбыта и перевозки оружия, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., а также порядок открытия и функционирования оружейно-ремонтных, пиротехнических производств, стрелковых тиров. На основе разрешительной системы ведутся производство, продажа и приобретение оружия. Разрешения органов внутренних дел также необходимы для производства взрывных работ, въезда в пограничную зону, а также в закрытые административно-территориальные образования. Органы внутренних дел осуществляют лицензирование частной детективной и охранной деятельности.
Разрешительная система распространяется также на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пикетирования.
Здесь же необходимо упомянуть регистрационное производство. Регистрация – акт официального признания законности соответствующих действий и правовых актов. В частности, органы юстиции осуществляют государственную регистрацию нормативных актов органов исполнительной власти, регистрацию уставов общественных и религиозных объединений. Что касается нормативных актов, то имеются в виду те из них, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан и носят межведомственный характер. Также государственной регистрации подлежат юридические лица и права на недвижимость.
Продолжает действовать регистрационный учет граждан. В связи с узаконением свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства он заменил прописку и выписку граждан по месту жительства.
Выше уже упоминалось производство по принятию правовых актов управления. Правовой базой для него служат утвержденные положения о подготовке проектов постановлений и распоряжений и других нормативных актов; регламент заседаний публичных органов; положения об аппаратах.
Регламенты описывают порядок внесения проектов решений, их согласование, утверждение и оформление. Проекты решений вносятся с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их реализации. Они обязательно согласовываются с заинтересованными государственными органами, общественными и иными организациями. После согласования они визируются руководителями указанных органов и организаций. При разногласиях по проекту решения руководитель, готовящий его для внесения, должен провести консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если таковое не будет найдено, к проекту прилагается перечень разногласий.
Аппарат органа проводит анализ и экспертизу внесенных проектов и обоснований к ним, редакторскую доработку текста, согласование с заинтересованными отделами аппарата и правовым подразделением.
После всех обозначенных действий решение принимается, подписывается и вступает в законную силу.
Государственная регистрация нормативных правовых актов затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера предполагает юридическую экспертизу правового акта, решение о необходимости его регистрации, присвоение регистрационного номера, внесение акта в Государственный реестр нормативных правовых актов. Министерство юстиции РФ регистрирует акт в срок до 15 дней с даты его получения. Для исполнения акты направляются только после государственной регистрации и официального опубликования. Без этого акт не может применяться.