Административно-процедурное производство. Сущность процедурного производства
Предмет процедурного производства, в отличие от юрисдикционного, носит бесспорный позитивный характер. Поведение субъектов оценивается с правовой точки зрения лишь в качестве одного из условий удовлетворения тех или иных обращений (например, при выдаче лицензии). Меры принуждения не применяются. Результатом является обеспечение эффективного государственного управления, удовлетворение обращений физических или юридических лиц.
В административном праве позитивные процедуры являются формой реализации компетенции государственного и муниципального органа, основанной на принципе «разрешено то, что разрешено». К сожалению, на практике часто не определена граница между нормативными правилами и усмотрением, это ведет к ошибкам, отступлениям от норм, дублированию, коррупции. Предотвратить их можно лишь с помощью тех или иных способов упорядочения, то есть детальной разработки соответствующих процедур.
Элементами административной процедуры, нормативно установленного порядка последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации государственного управления являются:
а) правила применения материальных норм;
б) совокупность юридических действий, актов, совершаемых, при реализации процедуры;
в) последовательность (стадии, этапы) совершения юридических действий и взаимосвязь между ними;
г) временные характеристики процедуры, ее стадий, этапов (сроки, продолжительность, периодичность).