Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением
Государственное управление:
– является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
– является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;
– имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;
– является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;
– является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.
Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.
Все эти ветви – ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.
Исполнительная власть:
– представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;
– имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;
– реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду, в основном, правоприменение позитивного характера);
– олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.
Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.
Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.
Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.
Таким образом, государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.
Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы: общие социально-правовые и организационные.
Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.
К таким принципам относятся:
– принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;
– принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;
– принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;
– принцип федерализма – распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;
– принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;
– принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.
Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:
– сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;
– сочетание централизации и децентрализации;
– сочетание единоначалия и коллегиальности;
– рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;
– ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности..