Виды административно-правовых норм
Основные виды (по предмету регулирования):
– материальные – определяют содержание прав и обязанностей, ответственность, правовой режим у конкретных сторон в общественных отношениях, являются статичными нормами, устанавливают основы взаимодействия субъектов и объектов управления;
– процессуальные – определяют порядок реализации этих обязанностей, прав и делятся в свою очередь на:
– административно-юрисдикционные, регулирующие рассмотрение и разрешение административно-правовых споров, реализующие правоохранительный аспект отрасли;
– административно-процедурные, регулирующие процедуры, которые не связаны с разрешением спора (например, подготовка и проведение заседаний правительства).
По целевому назначению различают следующие нормы административного права:
– регулятивные (правила созидательной деятельности) – так называемая «активная администрация»;
– охранительные (защита административных отношений) – «пассивная администрация».
В зависимости от юридического содержания, или по методу воздействия на поведение субъектов, нормы административного права делятся на:
– обязывающие – предписывающие обязательное совершение конкретных действий;
– запрещающие – предусматривающие запрет на совершение определенных действий;
– уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;
– дозволительные;
– поощрительные, стимулирующие;
– рекомендательные.
Наличие в составе административного права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих норм свидетельствует о его развитии и «демократизации».
В зависимости от субъекта нормы административного права делятся на (предел действия по кругу лиц):
– регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);
– закрепляющие административно-правовой статус служащих;
– закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;
– закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.
По юридической силе нормы административного права подразделяются на:
– основные – устанавливаются Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
– производные – устанавливаются подзаконными нормативными актами.
По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:
– общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления.
– специальные – носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений.
– исключительные – предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.
По действию в пространстве (предел действия в пространстве) нормы административного права подразделяются на: федеральные, субъектов Федерации и местные.
По времени действия нормы административного права подразделяются на: срочные (чрезвычайные нормы одна из разновидностей срочных) и бессрочные.
Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:
– перспективное – на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);
– немедленное – на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);
– с обратной силой – на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы устраняющие или смягчающие ответственность).