Источники административного права
Источниками административного права называют внешние формы выражения административно-правовых норм. Источники административного права не ограничиваются нормативными актами Российской Федерации, они включают в себя также нормативные правовые акты СССР и РСФСР. Последняя группа источников применяется в той части, которая не противоречит законодательству Российской Федерации.
Наряду со значительным количеством чисто административно-правовых источников существует много смешанных, многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного, административного и гражданского).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и в зависимости от их юридической силы все источники административного права можно поделить на несколько типов:
– федеральные акты:
– законы Российской Федерации:
– Конституция (Основной закон) Российской Федерации;
–кты Федерального Собрания Российской Федерации: федеральные конституционные законы; федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др.) и иные акты Федерального Собрания Российской Федерации.
Подзаконные федеральные акты:
– указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
– постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации.
Приказы, постановления министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц;
акты субъектов Федерации:
– конституции, уставы субъектов Федерации;
– законы субъектов Федерации:
– подзаконные акты субъектов Федерации:
– указы, распоряжения Президентов (губернаторов) субъектов Федерации;
– постановления, распоряжения правительств, министерств, иных государственных органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов Федерации;
– акты местного самоуправления;
– административно-правовые договоры;
– акты СССР и РСФСР (не противоречащие российскому законодательству);
– международные акты.
Источники административного права имеют следующие особенности, они:
– множественны по органам, издающим их (в том числе, единоличным);
– множественны по органам, применяющим их (в том числе, единоличным);
– многообразны по формам (законы, указы, постановления, приказы, положения, уставы, инструкции, правила и т. п.);
– чаще всего не являются кодифицированными актами;
– не имеют единой системы и систематизируются в форме инкорпорации по отдельным отраслям государственного управления либо по предметам правового регулирования.