Источники административного права

Источниками административного права называют внешние формы выражения административно-правовых норм. Источники административного права не ограничиваются нормативными актами Российской Федерации, они включают в себя также нормативные правовые акты СССР и РСФСР. Последняя группа источников применяется в той части, которая не противоречит законодательству Российской Федерации.

Наряду со значительным количеством чисто административно-правовых источников существует много смешанных, многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного, административного и гражданского).

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и в зависимости от их юридической силы все источники административного права можно поделить на несколько типов:

– федеральные акты:

– законы Российской Федерации:

– Конституция (Основной закон) Российской Федерации;

–кты Федерального Собрания Российской Федерации:  федеральные конституционные законы;  федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др.) и  иные акты Федерального Собрания Российской Федерации.

Подзаконные федеральные акты:

– указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

– постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации.

Приказы, постановления министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц;

акты субъектов Федерации:

– конституции, уставы субъектов Федерации;

– законы субъектов Федерации:

– подзаконные акты субъектов Федерации:

– указы, распоряжения Президентов (губернаторов) субъектов Федерации;

– постановления, распоряжения правительств, министерств, иных государственных органов исполнительной власти и должностных лиц субъектов Федерации;

– акты местного самоуправления;

– административно-правовые договоры;

– акты СССР и РСФСР (не противоречащие российскому законодательству);

– международные акты.

Источники  административного права имеют следующие особенности, они:

– множественны по органам, издающим их (в том числе, единоличным);

– множественны по органам, применяющим их (в том числе,  единоличным);

– многообразны по формам (законы, указы, постановления, приказы, положения, уставы, инструкции, правила и т. п.);

– чаще всего не являются кодифицированными актами;

– не имеют единой системы и систематизируются в форме инкорпорации по отдельным отраслям государственного управления либо по предметам правового регулирования.