Виды административно-правовых отношений
Административные правоотношения классифицируются по ряду критериев. В зависимости от вида управленческих отношений и по составу их участников они делятся на:
– внутрисистемные (субординационные) – возникающие внутри системы органов исполнительной власти между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на разном организационно-правовом уровне (вышестоящие и подчиненные);
– возникающие между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на равном организационно-правовом уровне (координационные);
– правоотношения органов исполнительной власти с субъектами, не являющимися органами исполнительной власти:
– предприятиями и учреждениями всех форм собственности,
– общественными объединениями,
– органами местного самоуправления,
– гражданами.
По характеру взаимоотношений между участниками правоотношения они могут быть:
– вертикальными – основанные на подчинении одной стороны другой;
– горизонтальными – построенные на началах фактического и юридического равенства сторон.
По правовой природе:
– материальными – регулируемые материальными нормами административного права;
– процессуальными – регулируемые административно-процессуальными нормами, которые в свою очередь делятся на:
– административно-юрисдикционные,
– административно-процедурные.
По характеру юридических фактов административные правоотношения делятся на: порождаемые, прекращаемые, изменяемые волевыми действиями людей:
– правомерными действиями (административными актами, административными договорам, иными юридически значимыми действиями),
– неправомерными деяниями (административными правонарушениями, дисциплинарными проступками),
– или событиями — явлениями, не зависящими от воли и сознания людей (например, стихийное бедствие, истечение срока).