Виды административно-правовых отношений

Административные правоотношения классифицируются по ряду критериев. В зависимости от вида управленческих отношений и по составу их участников они делятся на:

– внутрисистемные (субординационные) – возникающие внутри системы органов исполнительной власти между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на разном организационно-правовом уровне (вышестоящие и подчиненные);

– возникающие между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на равном организационно-правовом уровне (координационные);

– правоотношения органов исполнительной власти с субъектами, не являющимися органами исполнительной власти:

– предприятиями и учреждениями всех форм собственности,

– общественными объединениями,

– органами местного самоуправления,

– гражданами.

По характеру взаимоотношений между участниками правоотношения они могут быть:

– вертикальными – основанные на подчинении одной стороны другой;

– горизонтальными – построенные на началах фактического и юридического равенства сторон.

По правовой природе:

– материальными – регулируемые материальными нормами административного права;

– процессуальными – регулируемые административно-процессуальными  нормами, которые в свою очередь делятся на:

– административно-юрисдикционные,

– административно-процедурные.

По характеру юридических фактов административные правоотношения делятся на: порождаемые, прекращаемые, изменяемые волевыми действиями людей:

– правомерными действиями (административными актами, административными договорам, иными юридически значимыми действиями),

– неправомерными деяниями (административными правонарушениями, дисциплинарными проступками),

– или событиями — явлениями, не зависящими от воли и сознания людей (например, стихийное бедствие, истечение срока).