Гарантии. Понятие . Классификация

К гарантиям прав, обязанностей и законных интересов граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии (судебные и внесудебные).

Экономическими гарантиями называют условия, основанные на действующей экономической системе государства, включая ее фундаментальные принципы, такие как признание и защита различных форм собственности. Эти условия разнообразны и могут включать в себя как стабильность и эффективность работы промышленности, так и уровень жизни населения, как стабильность, безкризисность экономики страны в международном масштабе, так и качество государственной помощи незащищенным слоям населения.

Политическими гарантиями являются  все элементы  политической  системы общества, которые обеспечивают признание, соблюдение  и защиту прав и свобод человека, признание их высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильная и устойчивая государственная власть и возможности для участия граждан в управлении делами государства

Организационные гарантии – это эффективная система правоохранительных и других государственных органов, учреждений и общественных организаций, построенная на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Юридическими гарантиями является система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации и средства защиты прав, свобод и законных интересов граждан. а также средства их охраны и защиты.

Конституция устанавливает, например, такие гарантии, как:

– право обжаловать решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц;

– право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество;

– право на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц.

Конституция устанавливает, что: 

– не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;

– ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

– не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ) право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других.

Эти и ряд других положений Конституции, действующие прямо и реализованные в законодательстве, создают реальные юридические гарантии.

Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, включают в себя как судебные, так и внесудебные.

Не вызывает сомнения, что судебные гарантии являются наиболее надежными. За ними стоит судебная система, принадлежащая отдельной независимой ветви государственной власти.

Суды общей юрисдикции рассматривают, в числе прочих, и дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц, а также в связи с совершением административных правонарушений

Особое место среди судебных гарантий прав, свобод и законных интересов граждан в сфере государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных лиц органов государственной власти, рассматриваются дела о проверке конституционности конкретных норм и правовых актов, непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и законными интересами граждан.

Внесудебные гарантии шире и многообразнее по содержанию, формам, порядку осуществления и субъектному составу.

Перед всей системой органов исполнительной власти стоит задача создавать необходимые условия для свободного пользования гражданами своими правами, своевременно пресекать нарушения этих прав, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.

Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает полномочия значительного числа органов исполнительной власти для обеспечения упомянутых внесудебных гарантий.

Необходимо отметить и роль Уполномоченного по правам человека, деятельность которого способствует: выявлению и восстановлению нарушенных прав,  устранению выявленных нарушений, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина.

x