Компетенция органов исполнительной власти

Полномочия исполнительных органов целесообразно определять в соответствии с исполняемыми ими функциями государственного  управления, то есть их управленческими воздействиями, соответствующими целями, правилами функционирования,  ресурсами и средствами достижения целей.

В самом общем виде компетенция – это возложенный законно на уполномоченный субъект объем публичных дел и состоит из следующих элементов:

а) нормативно установленные цели,

б) предметы ведения – юридически определенные сферы и объекты воздействия,

в) властные полномочия как гарантированная законом мера принятия решений и совершения действий. Сопутствующим элементом является ответственность за их неисполнение. Для публичной сферы характерно  единство прав и обязанностей в форме «полномочий» или правообязанностей. Последние нельзя не реализовать в публичных интересах, то есть наличие прав не является в данном случае свободой усмотрения в их использовании. Это очевидно вытекает из необходимой устойчивости выполнения публичных функций.

Принято считать, что:

– установление компетенции – это нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей;

– централизация – это осуществление функций только центральными органами;

– децентрализация – это передача части функций органам низшего уровня в публичной иерархии;

– деконцентрация – это рассредоточение функций управления в рамках одного уровня в публичной иерархии;

– делегирование – это согласованная передача полномочий органам другого уровня;

субсидиарностъ – это взаимодополняемая деятельность различных звеньев власти и управления.

Из федеративного характера государственности вытекают основные конституционные принципы организации системы органов исполнительной власти:

объединение органов исполнительной власти Российской Феде– рации и субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и её полномочий по предметам совместного ведения в единую систему исполнительной власти (статья 77 Конституции Российской Федерации);

– разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации);

– допустимость передачи осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации).