Виды актов правовых актов управления

Правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Содержащиеся в них нормы  регулируют однотипные общественные отношения в сфере государственного управления, устанавливая определенные правила должного поведения, рассчитанные на длительное применение (исполнение) и неопределенный круг адресатов, в то время как индивидуальные акты применяют нормы права к конкретному лицу и исчерпываются однократным исполнением как юридические факты, вызывающие возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.

Индивидуальные акты распространены в практике государственного управления и служат средством оперативного решения текущих вопросов. Индивидуальные акты также обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, а в некоторых случаях и норм других отраслей права. (например, финансового, земельного, трудового).

Административно-правовые акты классифицируются также по ряду других оснований:

– по форме внешнего выражения:          словесные — выраженные словами письменно или устно. По вопросам оперативного управления, требующим немедленного исполнения, акты могут приниматься в устной форме;     конклюдентные — выраженные посредством определённых жестов, знаков, сигналов;

– по порядку принятия (коллегиальные, единоначальные);

– по органам исполнительной власти, принимающим административные акты, или наименованию (каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права, например, положениями об органе): указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти; указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ;

– в зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу: немедленно, с даты подписания, принятия; с даты, указанной в акте; с даты, указанной в другом акте; после государственной регистрации  и официального опубликования.

– по действию в пространстве  (федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты).

– исходя из функциональной роли акта исполнительной власти (плановые, кадровые, финансовые и т.п.)

В зависимости от объема полномочий субъекта власти:

- дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);

-                     принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;

-                     принимаемые при отсутствии выбора.

По способу охраны: с дисциплинарной ответственностью; с административной санкцией.

Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям).

 

x