Виды актов правовых актов управления
Правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. Содержащиеся в них нормы регулируют однотипные общественные отношения в сфере государственного управления, устанавливая определенные правила должного поведения, рассчитанные на длительное применение (исполнение) и неопределенный круг адресатов, в то время как индивидуальные акты применяют нормы права к конкретному лицу и исчерпываются однократным исполнением как юридические факты, вызывающие возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.
Индивидуальные акты распространены в практике государственного управления и служат средством оперативного решения текущих вопросов. Индивидуальные акты также обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права.
Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм, а в некоторых случаях и норм других отраслей права. (например, финансового, земельного, трудового).
Административно-правовые акты классифицируются также по ряду других оснований:
– по форме внешнего выражения: словесные — выраженные словами письменно или устно. По вопросам оперативного управления, требующим немедленного исполнения, акты могут приниматься в устной форме; конклюдентные — выраженные посредством определённых жестов, знаков, сигналов;
– по порядку принятия (коллегиальные, единоначальные);
– по органам исполнительной власти, принимающим административные акты, или наименованию (каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права, например, положениями об органе): указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения, уставы, издающиеся федеральными органами исполнительной власти; указы (постановления) и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ;
– в зависимости от даты начала действия акты делятся на вступающие в силу: немедленно, с даты подписания, принятия; с даты, указанной в акте; с даты, указанной в другом акте; после государственной регистрации и официального опубликования.
– по действию в пространстве (федеральные акты, субъектов РФ, локальные акты).
– исходя из функциональной роли акта исполнительной власти (плановые, кадровые, финансовые и т.п.)
В зависимости от объема полномочий субъекта власти:
- дискреционные (принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица);
- принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких указанных в норме права вариантов;
- принимаемые при отсутствии выбора.
По способу охраны: с дисциплинарной ответственностью; с административной санкцией.
Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям).