Структура и штаты органов исполнительной власти

Структура органов - это состав (совокупность) подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, а также система (формы) взаимоотношений (взаимодействия) этих подразделений.

Организационная структура органа предопределяется тем, какие задачи и функции возлагаются на него, для каких целей он создан. Структура должна обеспечить максимальную эффективность его работы. Недостатки структуры отрицательно сказываются на его функционировании.

Типы структур:

а) линейная структура - наиболее простая. Один субъект ведает всеми функциями управления, у одного объекта один субъект,

б) функциональный тип структуры - функции органа управления делятся между структурными подразделениями, каждое из них выполняет определенную функцию, соответственно «выходит» на объект по вопросам этой функции. Недостатки: распыленность, несогласованность, множественность указаний для объекта. Две формы этого типа структуры: штабная и специализированная. Штаб осуществляет координационную, аналитическую и обслуживающую деятельность.

в) отраслевой или производственно-отраслевой тип структуры - в рамках органа, руководящего отраслью, создаются подразделения для руководства подотраслями или группами объектов.

В принципе аппарат почти любого органа включает следующие структурные подразделения:

а) руководство, (директор, ректор, замы),

б) отраслевые подразделения (главные управления, отделы, факультеты),

в) функционально-отраслевые отделы,

г) обслуживающие подразделения (канцелярия, машбюро, хозяйственное управление).

Кроме традиционных появляются новые типы структур, поскольку основное требование в современных условиях - гибкость. В основу передового мирового опыта положен принцип минимакса - структура должна обладать минимальным числом степеней свободы для решения максимального количества задач при возможных изменениях внешней среды.

Прогрессивным считается создание не столько стационарных (постоянных, формальных), сколько нестационарных (временных, программно-целевых структур). Управление проектами. Управление считается более эффективным не в иерархических, а в инновационных, обучаемых структурах (условно - пирамида и молекула). Дивизиональные структуры - обладающие автономией подразделения.

Структура и штаты управления - взаимосвязанные понятия. Штатная численность - количество работающих, закрепленное официально. Штатное расписание - акт, в котором указаны перечень структурных подразделений, перечень и количество должностей с указанием должностных окладов. Типовые штаты - для типичных органов, типовые показатели. Очень важно - кто утверждает структуру и штаты. Это показатель самостоятельности или зависимости.