Структура административного процесса. Виды административных производств
Структура процесса – это совокупность (система) производств. Этот подход соответствует широкому пониманию процесса. Узкое понимание процесса – в позитивной деятельности осуществляются процедуры различных видов, а производства – только юрисдикционные. Таким образом, классификация зависит от того смысла, который вкладывается авторами в понятие процесса.
Но: КоАП РФ производством называет конкретный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Проект административно-процессуального кодекса, разработанный по инициативе Верховного Суда РФ, исходит из традиционного понимания: процесс – это судопроизводство по гражданским, уголовным или административным делам.
Виды производств выделяются в зависимости от позиции авторов.
1. Козлов Ю.М.
Виды административно-процедурных дел:
- По изобретениям и открытиям, по патентам.
- По различным ходатайствам государственных и негосударственных формирований.
- По административному надзору.
- По применению принуждения (кроме ответственности)
- По приему на службу.
- По приватизации имущества.
- По поощрениям.
- По лицензированию.
- Регистрационное производство.
- Разрешительные процедуры.
- Производство по подготовке правовых актов управления.
Виды юрисдикционных производств:
- Производство по делам об административных правонарушениях.
- Дисциплинарное производство.
- Производство по жалобам.
- Согласительное производство (споры между субъектами федерации и их органами.
2. В.Д.Сорокин – виды производств:
1. Производство по принятию нормативных актов.
2. Производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций.
3. Производство по административно-правовым спорам и жалобам.
4. Производство по организационным делам в аппарате государственного управления.
5. Производство по дисциплинарным делам.
6. Производство по делам о поощрениях.
7. Производство по делам об административных правонарушениях и применении принудительных мер в сфере государственного управления.
8. Регистрационное производство.
9. Лицензионное производство.
10. Исполнительное производство.
Т.е., предлагается 3 вида производств: 1 - правотворческое производство; 2 - ряд правонаделительных производств; 3 - несколько правоохранительных производств.
3. Осинцев Д.В. критикует В.Д. Сорокина за нарушение критериев классификации (взяты основания, сфера и методы).
Автором предлагается: правотворческое, правоприменительное и правореализационное производство.
1. Удостоверительные производства, завершающиеся особым административным актом, который опосредует режим объекта. Классификационное производство (принятие нормативных актов – классификаторов), производство по регистрации актов гражданского состояния, производство по делам о гражданстве, регистрации, квалификационное производство, производство по регистрации имущественных состояний, уведомительные производства. 2. Легализационные производства (правопризнающие) - нормотворческие, по легализации участия в политических структурах, по признанию соответствия деятельности качественным и количественным требованиям стандартов. 3. Разрешительные производства (завершаются административным актом), - лицензионные производства, специальные разрешительные – учредительное, поручительное, по предоставлению квот. 4. – новая группа – Правопредоставляющие производства – попечительское производство, инвестиционные производства. 5. Оперативно-распорядительные производства (внутриорганизационные), 6 – Обеспечительные производства (позитивные – убеждение, юрисдикционные – принуждение). Надзорное производство.
4. И.В. Панова административный процесс делит на три вида: административно-нормотворческий, административно-правонаделительный и административно-юрисдикционный.
а) виды производств административно-нормотворческого процесса: 1. По принятию актов Правительства РФ; 2. По изданию нормативных актов федеральных министерств и иных специально уполномоченных органов; 3. По принятию нормотворческих актов органами субъектов РФ; 4. По изданию локальных актов.б) виды производств административно-правонаделительного процесса: (или оперативно-распорядительного процесса):
1. Производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;
2. Разрешительное производство;
3. регистрационное производство;
4. Учредительное производство;
5. Производство по комплектованию личного состава, кадровое производство;
6. Административно-договорное производство;
7. Приватизационное производство.
в) административно-юрисдикционный процесс:
1. Исполнительное производство (исполнение актов с применением мер принуждения);
2. Административно-процессуальное производство (меры принуждения, не являющиеся наказаниями);
3. Дисциплинарное производство;
4. Производство по жалобам;
5. Производство по делам об административных правонарушениях.