Организация милиции

Закон о милиции от 18 апреля 1991 г., Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции, утв. Указом Президента от 12 февраля 1993 г.)

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Первая – подчиняется МВД, вторая – по ряду вопросов и органам местного самоуправления.

Милиция в соответствии со ст.1 Закона о милиции – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и т.д., имеющих право применять меры принуждения. Ст.3 устанавливает принципы деятельности милиции - это принципы законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Ст. 5 запрещает прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Сотрудники милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязаны разъяснить ему основание и повод такого ограничения, права и обязанности.

Структура милиции общественной безопасности: подразделения ППС, дежурные части, ГИБДД (ГАИ), подразделения охраны объектов по договорам, ИВС, участковые уполномоченные милиции, специальные учебные заведения. Специализированные структуры – специальные помещения или учреждения для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ЦВИНПы (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специальные подразделения для контроля за частной детективной деятельностью, лицензионно-разрешительные, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Отряды милиции особого назначения (ОМОН). Это разновидность подразделений ППС, с ярко выраженной специализацией – они работают во время массовых мероприятий, их сотрудникам необходимы физическая подготовка, исключительное знание действующего законодательства, техническое оснащение (бронежилеты, пластиковые щиты, резиновые палки).

Криминальная милиция – уголовный розыск осуществляет свои функции путем проведения оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших. Аппарат уголовного розыска является самостоятельным подразделением.

Подразделения, основная задача которых – полное, всестороннее и своевременное  объективное расследование уголовных дел, занимают особое положение. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Следователи независимы при проведении следствия.

Кроме дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности милиция занимается административной деятельностью.

Виды (формы):

1) административный надзор в сфере охраны общественного порядка (меры предупреждения, меры пресечения, начальники (заместители) применяют меры административной ответственности);

2) административный надзор за безопасностью дорожного движения (ГИБДД);

3) надзор за разрешительной и лицензионной системой (оружие, частная детективная деятельность, боеприпасы, ядовитые вещества и др.);

4) надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы (обновляется законодательство);

5) санитарный надзор (совместно с санэпидемслужбой);

6) экологический надзор (совместно с органами экологического контроля).

Права сотрудников милиции: право требовать прекращения противоправного поведения, доставление, задержание, составление протокола, изъятие, отстранение от управления транспортным средством, начальники – административные наказания, право входить в помещения, требовать предъявления документов, применять оружие, спец. средства, физическую силу.