Предмет и методы АП.
Предмет АП
АП – является самостоятельной отраслью Российского права, обладает всеми атрибутами отдельной отрасли права.
Предмет – совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере реализации механизма исполнительной власти.
Метод –
Система законодательства
Основной характеристикой управленческих отношений является то, что через управленческие отношения реализуется публично-правовой интерес государства и общества.
Фактически, те общественные отношения, которые именуются управленческими, предполагают упорядоченный порядок, отсутствие юридического равенства, предполагают подчинение.
Обязательным субъектов законодательства управленческих отношений является специальный субъект исполнительной власти. Причем перечень этих субъектов определён в законодательстве.
Предметом АП будут являться только те действия, акты и решения, которые непосредственно направлены на реализацию властных полномочий. В связи с этим по своей сути управленческими могут являться предметы трудового, гражданского и финансового права.
Учитывая всё вышеизложенное управленческие отношения обладают тремя основными признаками:
1. они реализуются в сфере государственного управления и охватывают любые проявления государственно-властной деятельности,
2. обязательным субъектом управленческих отношений является должностное лицо или орган исполнительной власти;
3. в рамках управленческих отношений реализуются исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления.
Виды управленческих отношений:
1. в зависимости от особенности участников
1) между соподчиненными органами исполнительной власти,
2) между несоподчинёнными органами исполнительной власти,
3) между органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности,
4) между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами, находящимися в ведомственном подчинении субъектами хозяйственной деятельности,
5) между субъектами исполнительной власти и органами местного самоуправления,
6) между органами исполнительной власти и гражданами или общественными объединениями граждан.
2. в зависимости от территориального устройства РФ:
1) между федеральными органами исп. власти и органами исп. власти субъектов РФ,
2) между органами исп. власти двух субъектов РФ,
3) те отношения, которые возникают внутри субъекта РФ, имеющего сложную структуру.
3. по цели возникновения
1) внешние – административные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти и остальными гражданами
2) внутриорганизационные (внутренние) – характерны не только для органов исп. власти, но и присутствуют в деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры. Эти отношения направлены на обеспечение деятельности соответствующего органа.
В последнее время увеличивается количество управленческих отношений.
Методы АП
Это совокупность приемов и способов воздействия, это определенное воздействие на регулируемые отношения. Существует 2 метода: императивный и диспозитивный.
Есть три основных способа действия (методов) на регулируемые отношения:
1. предписания (обязывания) – возложение на юридическое лицо обязанности совершать те или иные действия;
2. запрет – указание лицу на недопустимость определённого рода поведения;
3. дозволение – предоставление лицу возможности действовать тем или иным образом по своему усмотрению:
1) действовать любым образом по своему усмотрению,
2) действовать по предложенным государством вариантам.
Метод АП заключается в том, что преимущественно АП использует предписания и запреты. При этом такие предписания исходят с одной стороны и направлены на определенное упорядочивание воздействия на субъекты, по этой причине метод АП получил название в литературе метод власти и подчинения. Метод АП характеризуется исключительной односторонностью волеизъявления.
Дозволение в АП используется, но, как правило, оно чётко регулируется законодательством. В АП запрещено все, что прямо не разрешено.