Предмет и методы АП.

Предмет АП

АП – является самостоятельной отраслью Российского права, обладает всеми атрибутами отдельной отрасли права.

Предмет – совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере реализации механизма исполнительной власти.

Метод

Система законодательства

Основной характеристикой управленческих отношений является то, что через управленческие отношения реализуется публично-правовой интерес государства и общества.

Фактически, те общественные отношения, которые именуются управленческими, предполагают упорядоченный порядок, отсутствие юридического равенства, предполагают подчинение.

Обязательным субъектов законодательства управленческих отношений является специальный субъект исполнительной власти. Причем перечень этих субъектов определён в законодательстве.

Предметом АП будут являться только те действия, акты и решения, которые непосредственно направлены на реализацию властных полномочий. В связи с этим по своей сути управленческими могут являться предметы трудового, гражданского и финансового права.

Учитывая всё вышеизложенное управленческие отношения обладают тремя основными признаками:

1. они реализуются в сфере государственного управления и охватывают любые проявления государственно-властной деятельности,

2.  обязательным субъектом управленческих отношений является должностное лицо или орган исполнительной власти;

3.  в рамках управленческих отношений реализуются исполнительно-распорядительные функции органов государственного управления.

Виды управленческих отношений:

1.  в зависимости от особенности участников

1)  между соподчиненными органами исполнительной власти,

2)  между несоподчинёнными органами исполнительной власти,

3)  между органами исполнительной власти и субъектами хозяйственной деятельности,

4)  между органами государственного управления и хозяйствующими субъектами, находящимися в ведомственном подчинении субъектами хозяйственной деятельности,

5)  между субъектами исполнительной власти и органами местного самоуправления,

6)  между органами исполнительной власти и гражданами или общественными объединениями граждан.

2.  в зависимости от территориального устройства РФ:

1)    между федеральными органами исп. власти и органами исп. власти субъектов РФ,

2)    между органами исп. власти двух субъектов РФ,

3)    те отношения, которые возникают внутри субъекта РФ, имеющего сложную структуру.

3.  по цели возникновения

1)    внешние – административные отношения, которые возникают между органами исполнительной власти и остальными гражданами

2)    внутриорганизационные (внутренние) – характерны не только для органов исп. власти, но и присутствуют в деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры. Эти отношения направлены на обеспечение деятельности соответствующего органа.

В последнее время увеличивается количество управленческих отношений.

Методы АП

Это совокупность приемов и способов воздействия, это определенное воздействие на регулируемые отношения. Существует 2 метода: императивный и диспозитивный.

Есть три основных способа действия (методов) на регулируемые отношения:

1.  предписания (обязывания) – возложение на юридическое лицо обязанности совершать те или иные действия;

2.  запрет – указание лицу на недопустимость определённого рода поведения;

3.  дозволение – предоставление лицу возможности действовать тем или иным образом по своему усмотрению:

1)    действовать любым образом по своему усмотрению,

2)    действовать по предложенным государством вариантам.

Метод АП заключается в том, что преимущественно АП использует предписания и запреты. При этом такие предписания исходят с одной стороны и направлены на определенное упорядочивание воздействия на субъекты, по этой причине метод АП получил название в литературе метод власти и подчинения. Метод АП характеризуется исключительной односторонностью волеизъявления.

Дозволение в АП используется, но, как правило, оно чётко регулируется законодательством. В АП запрещено все, что прямо не разрешено.