Источники административного права.
Источники – выражают формы права, где закреплены нормы права. ведущая роль в РФ принадлежит письменным источникам.
В соответствии с подпунктом “к”, п.1 ст.72 Конституции РФ административное законодательство находится в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ. В связи с этим по вопросам Российского законодательства бывают ФЗ и региональные, а на основе ФЗ принимаются акты субъектов РФ (ст. 76 РФ). Исходя из этого АЗ представляет из себя двухуровневую систему: федеральный и региональный.
Поэтому система источников также двухуровневая (региональный уровень и федеральный), при этом эти источники могут взаимодействовать по-разному: региональное законодательство может дополнять федеральное, либо региональное законодательство самостоятельно регулирует те вопросы, которые относятся к его ведению.
На территории каждого субъекта действует две группы нормативных актов: федеральные и региональные.
Характеристика источников:
I. федеральные источники:
1. Конституция РФ – основной закон РФ, базовый источник,
1) закрепляет сам факт наличия исполнительной власти в стране (ст.10,11).;
2) закрепляет права граждан на свободный доступ к гос. службе;
3) права граждан на обжалование действий гос. службы;
4) закрепляет принцип федерализма (Глава 3; ст.72,76);
5) ст. 118 Конституции закрепила возможность осуществления правосудия посредством судебного производства, именно с появлением Конституции закрепилось понятие административная юстиция.
2. Федеральный конституционный закон – это тот закон, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией. ФКЗ регулирует наиболее важные законы. Например, “О правительстве РФ”, “О Конституционном суде РФ”, “О порядке создания новых субъектов”.
3. Федеральные законы – это основная группа источников АП. Закон “О государственной службе”, “О милиции”, “О прокуратуре”. КоАП.
Источниками АП могут являться нормативные акты, которые относятся к другим отраслям (лесной кодекс, водный кодекс и др.).
ФЗ может приниматься по любым вопросам. Например, закон “О пчеловодстве”.
4. Указы Президента РФ:
1) определяют правовое положение федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в прямом подчинении Президента,
2) путём указов восполняются законодательные пробелы.
окт. 1993 г. – утверждена частная собственность на землю.
Указ от 13.05. 2000 г. № 849 “О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе”;
Указ от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.
5. Постановления Правительства РФ – во исполнение законов, задачи это, во-первых, определить порядок совершения отдельных государственно-властных действий (положения, напр., правила дорожного движения), во-вторых, постановления, определяющие правовое положения органов исполнительной власти, находящихся в ведении РФ. Все постановления утверждены Правительством РФ.
6. Акты министерств. В соответствии с Указом Президента РФ №314 определяется, что функциями нормотворчества обладают только федеральные министерства.
Основными примерами данного нормотворчества являются федеральные административные регламенты.
Федеральные министерства издают акты строго направленные на урегулирование отдельных вопросов.
II. региональные источники:
1. Конституции республик (Уставы иных субъектов РФ) – данные нормативные документы являются основными законами субъектов РФ, они определяют систему органов исполнительной власти, которые действуют на территории субъектов;
2. региональный закон. Может быть 2 группы:
1) законы, которые регламентируют …. Напр., Закон Томской области “О государственных служащих Томской области”;
2) регулирование тех сфер общественной деятельности, которые находится в ведении деятельности субъектов;,
3) акты об установлении административной ответственности за нарушение регионального законодательства.
3. акты глав субъектов РФ и акты органов исполнительной власти субъектов РФ.
Второй группой источников являются международно-правовые акты. В соотв. С положениями Конституции международно-правовые акты прямо действуют на территории РФ, притом акты международного права преобладают бóльшей силой.
III. административные договоры
IV. правовой обычай
V.судебный прецедент как источник АП – это акт судебного органа, который имеет обязательное значение:
1. правоприменительный акт;
2. акт особого значения.