Источники административного права.

Источники – выражают формы права, где закреплены нормы права. ведущая роль в РФ принадлежит письменным источникам.

В соответствии с подпунктом “к”, п.1 ст.72 Конституции РФ административное законодательство находится в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ. В связи с этим по вопросам Российского законодательства бывают ФЗ и региональные, а на основе ФЗ принимаются акты субъектов РФ (ст. 76 РФ). Исходя из этого АЗ представляет из себя двухуровневую систему: федеральный и региональный.

Поэтому система источников также двухуровневая (региональный уровень и федеральный), при этом эти источники могут взаимодействовать по-разному: региональное законодательство может дополнять федеральное, либо региональное законодательство самостоятельно регулирует те вопросы, которые относятся к его ведению.

На территории каждого субъекта действует две группы нормативных актов: федеральные и региональные.

Характеристика источников:

I. федеральные источники:

1.  Конституция РФ – основной закон РФ, базовый источник,

1)    закрепляет сам факт наличия исполнительной власти в стране (ст.10,11).;

2)    закрепляет права граждан на свободный доступ к гос. службе;

3)  права граждан на обжалование действий гос. службы;

4)  закрепляет принцип федерализма (Глава 3; ст.72,76);

5)  ст. 118 Конституции закрепила возможность осуществления правосудия посредством судебного производства, именно с появлением Конституции закрепилось понятие административная юстиция.

2.  Федеральный конституционный закон – это тот закон, принятие которого прямо предусмотрено Конституцией. ФКЗ регулирует наиболее важные законы. Например, “О правительстве РФ”, “О Конституционном суде РФ”, “О порядке создания новых субъектов”.

3.  Федеральные законы – это основная группа источников АП. Закон “О государственной службе”, “О милиции”, “О прокуратуре”. КоАП.

Источниками АП могут являться нормативные акты, которые относятся к другим отраслям (лесной кодекс, водный кодекс и др.).

ФЗ может приниматься по любым вопросам. Например, закон “О пчеловодстве”.

4.  Указы Президента РФ:

1)  определяют правовое положение федеральных органов исполнительной власти, которые находятся в прямом подчинении Президента,

2)  путём указов восполняются законодательные пробелы.

окт. 1993 г. – утверждена частная собственность на землю.

Указ от 13.05. 2000 г. № 849 “О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе”;

Указ от 09.03.2004 № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти”.

5.  Постановления Правительства РФ – во исполнение законов, задачи это, во-первых, определить порядок совершения отдельных государственно-властных действий (положения, напр., правила дорожного движения), во-вторых, постановления, определяющие правовое положения органов исполнительной власти, находящихся в ведении РФ. Все постановления утверждены Правительством РФ.

6.  Акты министерств. В соответствии с Указом Президента РФ №314 определяется, что функциями нормотворчества обладают только федеральные министерства.

Основными примерами данного нормотворчества являются федеральные административные регламенты.

Федеральные министерства издают акты строго направленные на урегулирование отдельных вопросов.

II.  региональные источники:

1.  Конституции республик (Уставы иных субъектов РФ) – данные нормативные документы являются основными законами субъектов РФ, они определяют систему органов исполнительной власти, которые действуют на территории субъектов;

2.  региональный закон. Может быть 2 группы:

1)  законы, которые регламентируют …. Напр., Закон Томской области “О государственных служащих Томской области”;

2)  регулирование тех сфер общественной деятельности, которые находится в ведении деятельности субъектов;,

3)  акты об установлении административной ответственности за нарушение регионального законодательства.

3.  акты глав субъектов РФ и акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

Второй группой источников являются международно-правовые акты. В соотв. С положениями Конституции международно-правовые акты прямо действуют на территории РФ, притом акты международного права преобладают бóльшей силой.

III.   административные договоры

IV.  правовой обычай

V.судебный прецедент как источник АП – это акт судебного органа, который имеет обязательное значение:

1.  правоприменительный акт;

2.  акт особого значения.