Административно-правовой статус граждан.
Гражданин как обладатель административно-правового статуса – участник отношений.
Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Административно-правовой статус гражданина состоит из 4 элементов:
1. правовой статус личности – данный статус включает в себя права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения (естественные права). это те права, которые закреплены в основополагающих документах о правах человека. Напр., Декларация прав и свобод гражданина.
Возможность реализации этих прав – прямая обязанность государства (ст.2 Конституции).
2. статус гражданина РФ;
3. социальный статус – приобретается лицом в целях занятия им какой-либо профессиональной деятельности, в связи с учебой. Например: статус военнослужащего, статус пенсионера.
4. особый статус – это та группа прав и обязанностей, которая приобретается субъектом для удовлетворения личных потребностей. Эта группа может быть или отсутствовать. Например: водители, охотники, радиолюбители и др.
Для того, чтобы гражданин имел возможность быть носителем прав и обязанностей, в АП существует категория административной правосубъектности – это административная правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность – возможность иметь субъективные права и обязанности в сфере государственного управления, это сама правовая возможность иметь права и обязанности. Возникает административная правоспособность с момента рождения, прекращается с наступлением смерти.
Административная дееспособность – способность лица своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности в сфере государственного управления. Частичная административная дееспособность наступает с 14 лет (права и обязанности, связанные с паспортным режимом). Возраст, с которого объем административных прав и обязанностей увеличивается – 16 лет (административная деликтоспособность). Административная дееспособность возникает в полном объёме в 18 лет.
У иностранных граждан принято не разделять административную правоспособность и дееспособность, т.к. правосубъектность возникает поэтапно: 1. момента разрешения на въезд на территорию РФ; 2. с момента получения регистрации.
Все права и обязанности в сфере управления делятся на 3 группы:
1. те права и обязанности, которые необходимы для государственного управления, реализуются гражданами самостоятельно, полностью зависят от граждан;
2. те права и обязанности, для реализации которых необходимо, как минимум, содействие государства. Те права, свободы и обязанности, которые без участия государства не могут быть реализованы, а если и реализуется без него – то такие действия неправомерны. Например: право на объединение, право на проведение митингов.
3. те, которые связаны с участием граждан в деятельности органов исполнительной власти на общественных началах.