Административно-правовой статус граждан.

Гражданин как обладатель административно-правового статуса – участник отношений.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Административно-правовой статус гражданина состоит из 4 элементов:

1.  правовой статус личности – данный статус включает в себя права и свободы, которые принадлежат человеку от рождения (естественные права). это те права, которые закреплены в основополагающих документах о правах человека. Напр., Декларация прав и свобод гражданина.

Возможность реализации этих прав – прямая обязанность государства (ст.2 Конституции).

2.  статус гражданина РФ;

3.  социальный статус – приобретается лицом в целях занятия им какой-либо профессиональной деятельности, в связи с учебой. Например: статус военнослужащего, статус пенсионера.

4.  особый статус – это та группа прав и обязанностей, которая приобретается субъектом для удовлетворения личных потребностей. Эта группа может быть или отсутствовать. Например: водители, охотники, радиолюбители и др.

Для того, чтобы гражданин имел возможность быть носителем прав и обязанностей, в АП существует категория административной правосубъектности – это административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность – возможность иметь субъективные права и обязанности в сфере государственного управления, это сама правовая возможность иметь права и обязанности. Возникает административная правоспособность с момента рождения, прекращается с наступлением смерти.

Административная дееспособность – способность лица своими действиями реализовывать права и исполнять обязанности в сфере государственного управления. Частичная административная дееспособность наступает с 14 лет (права и обязанности, связанные с паспортным режимом). Возраст, с которого объем административных прав и обязанностей увеличивается – 16 лет (административная деликтоспособность). Административная дееспособность возникает в полном объёме в 18 лет.

У иностранных граждан принято не разделять административную правоспособность и дееспособность, т.к. правосубъектность возникает поэтапно: 1. момента разрешения на въезд на территорию РФ; 2. с момента получения регистрации.

Все права и обязанности в сфере управления делятся на 3 группы:

1.  те права и обязанности, которые необходимы для государственного управления, реализуются гражданами самостоятельно, полностью зависят от граждан;

2.  те права и обязанности, для реализации которых необходимо, как минимум, содействие государства. Те права, свободы и обязанности, которые без участия государства не могут быть реализованы, а если и реализуется без него – то такие действия неправомерны. Например: право на объединение, право на проведение митингов.

3.  те, которые связаны с участием граждан в деятельности органов исполнительной власти на общественных началах.