Обращения граждан.
Обращения граждан (ст. 33 Конституции РФ) заключается в том, что граждане могут обращаться лично, либо коллективно с обращениями.
Право граждан на обращение является абсолютным, неотчуждаемым и неограниченным.
Порядок рассмотрения обращения граждан регулируется законом от 02.05.2006 г. “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”.
1) Орган гос. управления в обязательном виде должен письменно ответить на обращения граждан.
2) Законом установлен жёсткий срок рассмотрения граждан, по общему правилу – это 30 дней.
3) Гражданин вправе обжаловать действие, если на его жалобу не ответили.
4) Орган, в который была подана жалоба, не вправе направлять обращение гражданина тому лицу, чьи действия обжалуются.
5) Судебный механизм оспаривания действий является открытым.
6) Вопрос о законности, либо незаконности действий фиксируется в судебном акте, и этот акт является общеобязательным. В ряде случаев, есть ситуации, когда суд позволяет гражданину защитить свои права.
Виды обращений (в законе выделяется 3 вида):
1. предложение – это такое обращение гражданина, которое не связано с нарушением каких-либо его субъективных прав и интересов, а направлено на улучшение действий органов власти, их совершенствование. Обязанности у государства отвечать гражданам на обращение – нет.
2. заявления – обращения граждан с просьбой об удовлетворении тех или иных потребностей гражданина, реализации прав и интересов гражданина, это определённая просьба. Такого рода обращения не связаны с нарушением прав, не свидетельствуют о злоупотреблении должностным лицом каких-либо прав или обязанностей. Не несут какого-либо отрицательного правового содержания. Заявление гражданина должно быть обязательно рассмотрено и принято соответствующее решение в письменном виде. Государственный орган должен сообщить гражданину о принятом решении в письменном виде.
Общий порядок рассмотрения граждан определен законом, а порядок отдельных заявлений может быть закреплён в специальных нормативных актах.
3. жалобы – это обращения гражданина в связи с нарушением его прав и ущемлением законных интересов, либо в связи со злоупотреблением со стороны государственных органов или должностных лиц. Жалобы всегда в себе содержат указание на какое-либо нарушение закона с точки зрения гражданина.
Жалобы делятся на 2 группы:
1) общие – право на общую административную жалобу не ограниченно по содержанию.
По своей форме общая жалоба может быть устной, письменной, индивидуальной или коллективной. Примером устных жалоб могут быть ежегодные переговоры населения с главой власти.
Объектом обжалования могут являться как неправомерные действия должностных лиц, так и неправомерные действия иных лиц, так и нецелесообразные действия.
Круг лиц, которые имеют право подать соответствующую жалобу, является неограниченным.
Подача общеадминистративной жалобы не ограничена каким-либо сроком. Количество общих жалоб также неограниченно.
Сроки рассмотрения жалоб по общему правилу составляют 1 месяц. В тех случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств, срок рассмотрения жалобы может быть продлён не более, чем на 1 месяц.
2) специальные – это та жалоба, которая прямо предусмотрена законом. Характеризуется рядом специальных признаков:
§ жалоба подаётся на основании, закреплённой в законе нормы,
§ в нормативном акте должны быть чётко указаны правовые основания для подачи жалобы,
§ субъектом обжалования может являться только то лицо, которое в этом заинтересовано (чьи права нарушены),
§ подаётся исключительно в письменном виде,
§ объём жалобы неограничен,
§ для специальных жалоб предусмотрены специальные сроки подачи жалоб. Это ограничение сроков направлено на упорядочивание отношений между гражданами и государством (10 дней, 3 месяца и т.д.). Существует восстановление пропущенных сроков по уважительной причине.
§ установлены законом специальные сроки рассмотрения жалоб (как, правило более короткие, по сравнению с общими)
§ строго определённые юридические последствия подачи жалоб.
§ по результатом рассмотрения жалоб должно предусматриваться определённое решение.