Государственная служба Российской Федерации. Государственная служба.

Государственная служба – это строго определённая деятельность, которая регламентируется законом.

Первоначально понятие государственной службы закреплено в ФЗ 31.07.1995 г. “Об основах Государственной службы РФ” (ныне закон утратил свою силу).

В соответствии с данным законом под гос. службой понималась профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнений полномочий госорганов, а также лиц, замещающих гос. должности РФ и гос. должности субъектов РФ.

 На федеральном уровне не являются государственными служащими:

1.  Президент РФ

2.  Председатель Правительства

3.  Федеральные министры

4.  Председатели палат Федерального Собрания

5.  Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации

6.  Руководители законодательных органов субъектов РФ

7.  Федеральные судьи

8.  Генеральный Прокурор

9.  Председатель счётной палаты.

В настоящий момент правовую основу института гос. службу составляют несколько нормативных актов. В частности, Закон от 27.05.2003 г. “О системе государственной службы РФ”. В соответствии с этим законом под гос. службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: РФ, федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, органов гос. власти субъектов РФ и лиц, замещающие должности, предусмотренные Конституцией РФ и Конституциями (уставами) субъектов РФ.

Те отношения, которые складываются у госслужащего, являются отношениями между госслужащим и госорганами (государствами). Это государственно-служебные отношения.

Доступ к гос. службе у граждан – это конституционное право.

Авторы данной темы: Монохин, Старилов, Романчук.

Закон от 27.05.2003 г. “О системе государственной службы РФ” делит гос. службу по двум критериям:

1.  Территориальный критерий:

1)  Федеральная государственная служба – реализуются полномочия гос. власти;

2)  гос. служба субъектов РФ – реализация полномочий субъектов РФ (финансируется за счёт средств субъектов РФ).

Государство обеспечивает единообразное правовое регулирование гос. службы (общий правовой критерий), региональные власти вправе осуществлять дополнительное финансирование деятельности гос. службы.

Вопросы региональной службы находятся в совместном ведении субъектов РФ и самой РФ.

2.  Критерий по виду деятельности:

1)  Государственная гражданская служба

2)  Государственная военная служба

3)  Государственная правоохранительная служба

Каждый из этих служб осуществляет своё правовое регулирование.

Государственная гражданская служба: “О государственной гражданской службе” от 27.07.2004 г. Государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы.

Государственная военная служба: Закон “О воинской обязанности и военной службе”, Закон “О статусе военнослужащих”. Кроме того, значительная связь вопросов определяется воинскими уставами.

Под военной службой понимается профессиональная служебная деятельность на воинских должностях в вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в других органах, обеспечивающих обороноспособность и безопасность государства.

Государственная правоохранительная служба: представляет из себя определённую специфику – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы госорганах, службах и учреждениях, обеспечивающих законность и правопорядок, борьбу с преступностью, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Правовое регулирование носит разнообразный характер, связано это с тем, что единого правоохранительного органа нет. ФЗ “О прокуратуре РФ”, ФЗ “О милиции”, Закон “О безопасности” и др.

Принципы построения и функционирования государственной службы:

1.  принцип федерализма – сводится к тому, что разделение гос. службы на федеральную и региональную службы необходимо для распределения полномочий по соответствующему вопросу;

2.  принцип законности – законность предполагает как создание институтов гос. службы на основе и в соответствии с законом, так и соответствующее функционирование;

3.  принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – необходимость выделения данного принципа связана с тем, что в ст.2 Конституции закрепляется, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; поэтому гос. служба создана, чтобы обеспечивать и гарантировать права и свободы. Гос. служба должна организовываться таким образом, чтобы было удобно гражданам.

4.  принцип равного доступа граждан к гос. службы – прямо закреплён в ст.32 Конституции; сводится к тому, что все граждане не зависимо от каких-либо факторов имеют равные возможности по доступу к гос. службе;

5.  принцип единства правовых и организационных основ государственной службы – этот принцип означает, что гос. служба (и региональная и федеральная) является единой, к ней установлены единые подходы, принципы критерии (правила и условия поступления на службу);

6.  принцип открытости государственной службы – сводится к тому, что общество должно иметь возможность получать информацию о деятельности госорганов, нормативные акты госорганов подлежат опубликованию. Открытость не предполагает получения гражданами любой информации о гос. службе, законодательством устанавливается перечень сведений, которые подлежат охране.

7.  принцип профессионализма – при отборе кандидатов на поступление на гос. службу основным критерием является профессионализм, который определяется набором определённых знаний, навыков и опыта работы, а также моральные и деловые качества;

8.  принцип защиты гос. служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность – запрещается разглашать без согласия гос. служащего его профессиональные данные, а также другие сведения;

9.  принцип единоначалия и субординации (подчинённости) характерен только для правоохранительной и военной службы, руководитель вправе давать обязательные распоряжения подчинённым;

10.  принцип соотносимости и обязанностей запретов и ограничений к социальным гарантиям служащих  (характерен только для правоохранительной и военной службы).

11.  ряд функций государства реализуется на местном самоуправления, они гос. служащими не являются, являются муниципальными служащими и их деятельность именуется муниципальной, она не регулируется законодательством о гос. службе, а регулируется “Об основах муниципальной службы РФ”.