Основа административно-правового статуса госслужащих.

Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей, кто-то сюда относит ответственность.

Когда мы говорим о госслужащих, здесь акценты смещаются.

Государство, учреждая гос. должности, создаёт их для реализации каких-то гос. функций. Лица, которые поступают на госслужбу, должны реализовывать определённую волю государства.

Правовое положение госслужащих определяется кругом обязанностей. В первую очередь, статус госслужащего определяют те обязанности, которые возложены на него в связи с поступлением на госслужбу. Госслужащему права предоставляются для реализации им своих обязанностей, по этой причине обязанности для госслужащего являются первичными и определяющими его правовой статус. Более того, права – это инструмент осуществления госслужащим своих обязанностей.

Статус госслужащих состоит из трёх групп прав и обязанностей:

1.  конституционные права и свободы человека и гражданина;

2.  общие должностные права и обязанности, характерные для всех госслужащих;

3.  права и обязанности, установленные для конкретных должностей.

Конституционные права и свободы человека и гражданина – все госслужащие – граждане РФ или иностранные граждане, они обладают всеми правами и свободами, прописанными в Конституции. Но могут быть введены ограничения: госслужащие – это те лица, которые работают на государство, есть ряд прав, которых граждане лишаются, поступая на госслужбу. Госслужащий не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, либо иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, интеллектуальной и др.

Общие должностные права и обязанности, характерные для всех госслужащих, не зависимо от должности, государственного органа. Это те права и обязанности, которые установлены для всех госслужащих. Это общие правила поведения, а также условия и меры организационного характера, которые обеспечивают госслужащим своих полномочий.

Права:

1.  право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий – реализация госслужащего данного права предполагает предоставление госслужащему определённых технических средств для работы;

2.  госслужащий имеет право на ознакомление с должностным регламентом и теми нормативными документами, которые регулируют его деятельность;

3.  госслужащий имеет право на получение в установленном порядке документов и информации для выполнения им служебных полномочий;

4.  право госслужащего на ознакомление с информацией и отзывами своей профессиональной деятельности – любой госслужащий заинтересован прямо или косвенно в сохранении своего места работы и повышения своей должности, поэтому он имеет право на ознакомление с отзывами о своей работы. Ознакомление с подобного рода информацией позволяет госслужащему повышать свой профессиональный уровень.

5.  любой госслужащий имеет право на профессиональную переподготовку и повышение классификации – это право необходимо для того, чтобы повышать свой профессиональный уровень;

6.  госслужащий, как и любой иной граждан РФ, имеет право на отдых – в ряде случаев это право имеет особую регламентацию:

1)  госслужащие, которые занимают должности в правоохранительных органах и военнослужащих, как правило, имеют более длительный срок отдыха;

2)  законодательство предусматривает возможность оплаты проезда к месту отдыха и обратно за счёт средств государства. Причём в разных органах регламентируется это право по-разному.

3)  для того, чтобы госслужащие могли реализовывать своё право на отдых, созданы лечебно-профилактические учреждения.

7.  каждый госслужащий имеет право на медицинское страхование. При этом объём медицинского страхования определяется сферой того органа, в котором работает госслужащий.

8.  право на государственную защиту жизни, здоровья госслужащего, а также членов его семьи, а также на охрану и защиту имущества госслужащего.

Обязанности госслужащего (помимо общих конституционных обязанностей есть ряд общих обязанностей у госслужащих):

1.  обязанность исполнять свои должностные обязанности в точном соответствии со своим должностным регламентом, соответственно любой госслужащий должен таким образом исполнять свои полномочия, чтобы они соответствовали нормативным актам, регламентирующим его деятельность.

2.  госслужащий обязан при исполнении своих служебных обязанностей не распространять те сведения, которые стали ему известны при исполнении им своих обязанностей, т.е. госслужащий обязан не распространять сведения, которые могут нанести вред государству, личности; а также те сведения, которые могут навредить отдельной личности.

3.  госслужащий обязан бережно относиться к государственному имуществу – именно к тому, которое предоставлено ему для исполнения служебных обязанностей;

4.  госслужащий обязан представлять в установленном порядке сведения о себе, о своей семье, а также сведения о своём имуществе;

5.  госслужащий обязан сообщать о выходе из гражданства РФ, а также о приобретении гражданства другого государства;

6.  любой госслужащий обязан представлять своему нанимателю (РФ или субъекту РФ) сведения о наличии личной заинтересованности при исполнении обязанностей, которые могут привести к конфликту, а также применять меры, предотвращающие данные конфликты;

7.  госслужащие не вправе исполнять данные ему неправомерные поручения: в том случае, если госслужащий не согласен с неправомерными указаниями вышестоящего лица, он должен об этом подать письменное заявление;

В ФЗ “О гражданской службе: предусмотрен ряд ограничений, в результате которых гражданин либо может не принят на госслужбу, либо государственные отношения будут с ним прекращены:

1.  признание гражданина недееспособным, либо ограниченно дееспособным;

2.  осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей (в отношении тех, кто занимает государственные должности), наличие неснятой или непогашенной судимости (для тех, кто поступает на госслужбу);

3.  основанием для прекращения полномочий госслужащего является отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим охраняемую тайну;

4.  ограничение – это наличие отношений близкого родства и свойства (свояки) с госслужащим, который непосредственно связан с подчинённостью и подконтрольностью.

5.  выход из гражданства РФ, либо приобретение гражданства другого государства;

6.  представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на госслужбу:

Запреты по госслужбе (помимо ограничений установлен ряд запретов, которые призваны обеспечить высокий моральный облик госслужащего):

1.  госслужащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также принимать в деятельности органа управления коммерческой организации на платной основе, если иное не установлено законодательством; госслужащий вправе заниматься научной, творческой и преподавательской деятельностью, либо госслужащий может в силу прямого указания закона занимать должность в органе управления коммерческой организации.

2.  данный запрет основан на принципе разделения властей, а также на принципе разделения власти на региональную и федеральную: госслужащий не может быть депутатом, сотрудником суда; не может являться одновременно госслужащим регионального и федерального уровней;

3.  запрет на осуществлении госслужащим функции посредника в отношениях с теми государственными органами, в которых он работает;

4.  любой госслужащий в связи с осуществлением своих служебных обязанностей не вправе принимать от физических и юр. лиц подарки, вознаграждения и услуги;

5.  госслужащий не вправе принимать награды. Почетные звания от иностранных государств и международных организаций, если взаимодействие с этими странами, организациями входит в круг его обязанностей.

Денежное содержание госслужащего состоит из нескольких частей:

1.  ежемесячный оклад в зависимости от занимаемой должности;

2.  ежемесячный оклад в зависимости от чина, воинской или спец. Звания;

3.  ежемемесячные, а также дополнительные выплаты (за выслугу лет, премиальные).

Отдельными нормативными актами для отдельных служащих предусмотрены стимулирующие выплаты или льготы.

Права и обязанности, установленные для конкретных должностей

Отдельными нормативными актами для отдельных служащих предусмотрены стимулирующий выплаты или льготы.

Особенности правового статуса военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов:

1.  право на ношение, хранение и применение в установленных законом случаях оружия и специальных средств;

2.  особое применение мер ответственности;

3.  для сотрудников правоохранительных органов – обеспечение и сохранение правопорядка и защита интересов граждан.