Административно-правовое регулирование поступления на госслужбу и порядок её прохождения.
Наше государство предусматривает 3 вида госслужбы (государственные гражданские служащие, военнослужащие; служащие правоохранительных органов) и общие единые требования поступления и прохождения госслужбы.
По общему правилу поступления и прохождения гражданской госслужбы добровольно, а военная служба – как по контракту, так и по призыву (только для граждан РФ).
На госслужбу в соответствии с законом “О системе государственной службе” вправе поступать граждане, владеющие русским языком, а также достигшие определённого возраста; также могут устанавливаться дополнительные требования.
Применительно к сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим они должны отвечать требованиям о состоянии здоровья.
При поступлении на госслужбу, возникающие отношения оформляются служебным контрактом и с точки зрения законодательства служебный контракт – это соглашение между РФ или её субъектом и конкретным гражданином, поступающим на госслужбу, о замещении должности госслужбы и о прохождении госслужбы.
Помимо служебного контракта по факту принятия гражданина на госслужбу издаётся управленческий правоприменительный акт, госслужащему вносится запись в трудовую книжку.
Наше законодательство устанавливает порядок поступления на гражданскую и правоохранительную службу двумя способами:
1. на конкурсной основе;
2. путём назначения на должность.
Все граждане имеют равное право на участие в конкурсе; государственный орган, проводящий конкурс, обязан публиковать сведение о проведении такого конкурса. В условиях конкурса должен быть чётко определён перечень документов, которые должны быть поданы лицом. Конкурс проводится в 2 этапа (конкурс документов и конкурс соискателей).
Законом предусмотрены случаи, когда конкурс не проводится:
1. назначение на должность руководителя, помощника (советника), назначаемых на определённый срок;
2. не проводится конкурс при заключении срочного контракта;
3. при назначении госслужащего на иную должность по состоянию здоровья, либо в связи с реорганизацией, ликвидацией организации;
4. без конкурса могут назначаться лица, состоящие в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;
5. также конкурс не проводится в тех случаях, когда граждане назначаются на должность, в которой используются сведения, составляющие государственную тайну;
6. конкурс может не проводиться по решению руководителя при назначении на государственную должность тех категорий, которые относятся к младшей группы.
После принятия госслужащего на должность, госслужащему может быть назначен испытательный срок от 3 до 6 месяцев.
В процессе госслужбы могут проводиться аттестации – это проверка соответствия профессиональных качеств госслужащего тем требованиям, которые предъявляются к нему. Аттестация проводится 1 раз в 3 года, также предусмотрены другие сроки проведения аттестации. Аттестация проводится путем тестирования или путем собеседования.
По результатам аттестации возможно принятие нескольких решений:
1. о включении в кадровый резерв для замещения более высоких должностей;
2. решение о перенаправлении на профессиональную переподготовку;
3. решение о разрыве контракта.
Решение комиссии может быть обжаловано.
Отношение между служащим и государством могут быть прекращены.