Административно-правовое регулирование поступления на госслужбу и порядок её прохождения.

Наше государство предусматривает 3 вида госслужбы (государственные гражданские служащие, военнослужащие; служащие правоохранительных органов) и общие единые требования поступления и прохождения госслужбы.

По общему правилу поступления и прохождения гражданской госслужбы добровольно, а военная служба – как по контракту, так и по призыву (только для граждан РФ).

На госслужбу в соответствии с законом “О системе государственной службе” вправе поступать граждане, владеющие русским языком, а также достигшие определённого возраста; также могут устанавливаться дополнительные требования.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим они должны отвечать требованиям о состоянии здоровья.

При поступлении на госслужбу, возникающие отношения оформляются служебным контрактом и с точки зрения законодательства служебный контракт – это соглашение между РФ или её субъектом и конкретным гражданином, поступающим на госслужбу, о замещении должности госслужбы и о прохождении госслужбы.

Помимо служебного контракта по факту принятия гражданина на госслужбу издаётся управленческий правоприменительный акт, госслужащему вносится запись в трудовую книжку.

Наше законодательство устанавливает порядок поступления на гражданскую и правоохранительную службу двумя способами:

1.  на конкурсной основе;

2.  путём назначения на должность.

Все граждане имеют равное право на участие в конкурсе; государственный орган, проводящий конкурс, обязан публиковать сведение о проведении такого конкурса. В условиях конкурса должен быть чётко определён перечень документов, которые должны быть поданы лицом. Конкурс проводится в 2 этапа (конкурс документов и конкурс соискателей).

Законом предусмотрены случаи, когда конкурс не проводится:

1.  назначение на должность руководителя, помощника (советника), назначаемых на определённый срок;

2.  не проводится конкурс при заключении срочного контракта;

3.  при назначении госслужащего на иную должность по состоянию здоровья, либо в связи с реорганизацией, ликвидацией организации;

4.  без конкурса могут назначаться лица, состоящие в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе;

5.  также конкурс не проводится в тех случаях, когда граждане назначаются на должность,  в которой используются сведения, составляющие государственную тайну;

6.  конкурс может не проводиться по решению руководителя при назначении на государственную должность тех категорий, которые относятся к младшей группы.

После принятия госслужащего на должность, госслужащему может быть назначен испытательный срок от 3 до 6 месяцев.

В процессе госслужбы могут проводиться аттестации – это проверка соответствия профессиональных качеств госслужащего тем требованиям, которые предъявляются к нему. Аттестация проводится 1 раз в 3 года, также предусмотрены другие сроки проведения аттестации. Аттестация проводится путем тестирования или путем собеседования.

По результатам аттестации возможно принятие нескольких решений:

1.  о включении в кадровый резерв для замещения более высоких должностей;

2.  решение о перенаправлении на профессиональную переподготовку;

3.  решение о разрыве контракта.

Решение комиссии может быть обжаловано.

Отношение между служащим и государством могут быть прекращены.