Виды мер административного принуждения.
В юридической литературе выделяется 4 вида мер административного принуждения:
1. административно-принудительные меры;
2. меры административного пресечения;
3. меры административной ответственности;
4. меры административно-процессуального обеспечения.
I. Административно-принудительные меры – наиболее мягкие меры административного принуждения. Применение данных мер государство связывает либо с фактом неисполнения лицом своих обязанностей, либо с иными, предусмотренными в законе обстоятельствами. Для применения государственных мер административно-предупредительного характера не требуется наступления отрицательных последствий и основанная задача мер предупредительного характера – это профилактика любых противоправных явлений.
Среди мер административно-предупредительного характера можно выделить 4 группы:
1. меры, которые применяются в целях предотвращения угроз наступления вредных, опасных и тяжких последствий (введение карантина в отдельных местностях);
2. меры, которые направлены на предупреждение совершения правонарушений и уголовных преступлений (проверка документов, досмотр транспорта, досмотр багажа, таможенный досмотр и т.д.);
3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими своих обязанностей (медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения);
4. лечебно-предупредительные меры принуждения (помещение в мед. вытрезвитель, иные мероприятия, связанные с принудительным лечением).
II. Меры административного пресечения – основная задача этих мер – прекращение противоправного поведения граждан, а также защита прав и интересов третьих лиц от последствий стихийных бедствий, катастроф, иных обстоятельств природного и техногенного характера. Меры административного пресечения применяются не только с противоправным поведением.
Меры административного пресечения можно разделить на несколько групп:
1. меры личного характера (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое последствие, административное задержание);
2. меры имущественного характера (изъятие огнестрельного оружия и боеприпасов);
3. меры технического характера (запрещение эксплуатации транспортного средства, не отвечающего требованиям законодательства);
4. меры финансового характера (в сфере налоговых правоотношений: приостановление операций по счетам юридического лица); суть этих мер направлена на прекращение противоправного поведения налогоплательщиков;
5. меры медико-санитарного воздействия; данные меры направлены на отстранение от работы тех лиц, которые в силу заболеваний представляют угрозу окружающим, либо направлены на прекращение эксплуатации пунктов общественного питания, магазинов;
6. меры, связанные с ограничением тех прав, которые осуществляются гражданами на основе специальных разрешений (отзыв, аннулирование и приостановление лицензий).
Меры пресечения:
1. доставление – это часто применяемая мера и состоит в препровождении нарушителя в уполномоченный орган для составления протокола; доставление осуществляется, когда имеет место неправомерное поведение гражданина; доставление должно быть осуществлено в максимально короткие сроки;
2. административное задержание – это кратковременное ограничение свободы гражданина вследствие совершённого им административного правонарушения, таким образом, применение административного задержание возможно при совершении административного правонарушения; оно совершается исключительно в целях установлении личности лица и составления протокола. Задержание не допускается при малозначительности деяния и при возможности установления личности, составления протокола и применения мер наказания на месте;
3. досмотр – это досмотр документов, вещей, которые находятся при физ. лице; либо непосредственно личный осмотр; по общему правилу досмотр происходит только в том случае, если это предусмотрено законодательством (напр., когда очевидцы указывают на лицо как на лицо, совершившее правонарушение). Личный досмотр осуществляется должностным лицом одного пола с досматриваемым.
В том случае если при осуществлении досмотра у лица, проводящего досмотр, имеются основания полагать, что при данном гражданине находятся оружие или иной вред, который может причинен окружающим, досмотр производится без понятых. В случае необходимости лица, осуществляющие досмотр, могут производить фото-, видео- и аудиозапись.
4. изъятие вещей и документов. Данная мера широко используется и преследует 2 цели: 1) лишить возможности правонарушителя совершать дальнейшие нарушения; 2) исполнение возможности обеспечения исполнения вынесенного по делу постановления.
При изъятии вещей и документов обязательно составляется протокол в присутствии двух понятых. В том случае, если предметом изъятия являются вещи или оружие, которые являются орудием совершения преступления, то они хранятся вместе с делом до момента рассмотрения дела и в зависимости от результатов дела эти вещи подлежат конфискации, реквизиции, либо они подлежат возврату лицу.
5. меры пресечения, которые государство вправе применять в связи с управлением гражданином транспортного средства в состоянии опьянения: отстранение от транспортного средства, медицинское освидетельствование, задержание транспортного средства.
Основанием для задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации могут являться другие правонарушения, предусмотренные правилами дорожного движения.
Данные меры совершаются в полном объёме с участием понятых.
III. Меры административной ответственности;
IV. Меры административно-процессуального обеспечения.