Виды мер административного принуждения.

 

В юридической литературе выделяется 4 вида мер административного принуждения:

1.  административно-принудительные меры;

2.  меры административного пресечения;

3.  меры административной ответственности;

4.  меры административно-процессуального обеспечения.

I.    Административно-принудительные меры – наиболее мягкие меры административного принуждения. Применение данных мер государство связывает либо с фактом неисполнения лицом своих обязанностей, либо с иными, предусмотренными в законе обстоятельствами. Для применения государственных мер административно-предупредительного характера не требуется наступления отрицательных последствий и основанная задача мер предупредительного характера – это профилактика любых противоправных явлений.

Среди мер административно-предупредительного характера можно выделить 4 группы:

1.  меры, которые применяются в целях предотвращения угроз наступления вредных, опасных и тяжких последствий (введение карантина в отдельных местностях);

2.  меры, которые направлены на предупреждение совершения правонарушений и уголовных преступлений (проверка документов, досмотр транспорта, досмотр багажа, таможенный досмотр и т.д.);

3.  меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими своих обязанностей (медицинское освидетельствование на состояние алкогольного и наркотического опьянения);

4.  лечебно-предупредительные меры принуждения (помещение в мед. вытрезвитель, иные  мероприятия, связанные с принудительным лечением).

II. Меры административного пресечения – основная задача этих мер – прекращение противоправного поведения граждан, а также защита прав и интересов третьих лиц от последствий стихийных бедствий, катастроф, иных обстоятельств природного и техногенного характера. Меры административного пресечения применяются не только с противоправным поведением.

Меры административного пресечения можно разделить на несколько групп:

1.  меры личного характера (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое последствие, административное задержание);

2.  меры имущественного характера (изъятие огнестрельного оружия и боеприпасов);

3.  меры технического характера (запрещение эксплуатации транспортного средства, не отвечающего требованиям законодательства);

4.  меры финансового характера (в сфере налоговых правоотношений: приостановление операций по счетам юридического лица); суть этих мер направлена на прекращение противоправного поведения налогоплательщиков;

5.  меры медико-санитарного воздействия; данные меры направлены на отстранение от работы тех лиц, которые в силу заболеваний представляют угрозу окружающим, либо направлены на прекращение эксплуатации пунктов общественного питания, магазинов;

6.  меры, связанные с ограничением тех прав, которые осуществляются гражданами на основе специальных разрешений (отзыв, аннулирование и приостановление лицензий).

Меры пресечения:

1.  доставление – это часто применяемая мера и состоит в препровождении нарушителя в уполномоченный орган для составления протокола; доставление осуществляется, когда имеет место неправомерное поведение гражданина; доставление должно быть осуществлено в максимально короткие сроки;

2.  административное задержание – это кратковременное ограничение свободы гражданина вследствие совершённого им административного правонарушения, таким образом, применение административного задержание возможно при совершении административного правонарушения; оно совершается исключительно в целях установлении личности лица и составления протокола. Задержание не допускается при малозначительности деяния и при возможности установления личности, составления протокола и применения мер наказания на месте;

3.  досмотр – это досмотр документов, вещей, которые находятся при физ. лице; либо непосредственно личный осмотр; по общему правилу досмотр происходит только в том случае, если это предусмотрено законодательством (напр., когда очевидцы указывают на лицо как на лицо, совершившее правонарушение). Личный досмотр осуществляется должностным лицом одного пола с досматриваемым.

В том случае если при осуществлении досмотра у лица, проводящего досмотр, имеются основания полагать, что при данном гражданине находятся оружие или иной вред, который может причинен окружающим, досмотр производится без понятых. В случае необходимости лица, осуществляющие досмотр, могут производить фото-, видео- и аудиозапись.

4.  изъятие вещей и документов. Данная мера широко используется и преследует 2 цели: 1) лишить возможности правонарушителя совершать дальнейшие нарушения; 2) исполнение возможности обеспечения исполнения вынесенного по делу постановления.

При изъятии вещей и документов обязательно составляется протокол в присутствии двух понятых. В том случае, если предметом изъятия являются вещи или оружие, которые являются орудием совершения преступления, то они хранятся вместе с делом до момента рассмотрения дела и в зависимости от результатов дела эти вещи подлежат конфискации, реквизиции, либо они подлежат возврату лицу.

5.  меры пресечения, которые государство вправе применять в связи с управлением гражданином транспортного средства в состоянии опьянения: отстранение от транспортного средства, медицинское освидетельствование, задержание транспортного средства.

Основанием для задержания транспортного средства и запрещения его эксплуатации могут являться другие правонарушения, предусмотренные правилами дорожного движения.

Данные меры совершаются в полном объёме с участием понятых.

III.   Меры административной ответственности;

IV.  Меры административно-процессуального обеспечения.