Понятие и цели административного процесса
Административный процесс - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.
Административный процесс:
• представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;
• целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
• промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;
• регламентируется административно-процессуальными нормами.
Применительно к административному процессу следует выделить:
1. Стратегические цели административного процесса.
2. Тактические цели административного процесса.
3. Оперативные цели административного процесса.
При такой классификации следует принимать во внимание не только временную характеристику целей (перспективные, промежуточные и т.д.). Данные категории несут более высокую смысловую нагрузку, включая в себя также и значимость результатов, на достижение которых они направлены.
К стратегическим целям административного процесса следует отнести основную его цель – надлежащее, основанное на строгом соблюдении законов регулирование деятельности субъектов указанного процесса в ходе осуществления учредительных, правотворческих, правоприменительных и контрольных функций на всех его уровнях.
Совокупность тактических целей административного процесса составляют цели отдельных производств, а также цели отдельных стадий этих производств.
К оперативным целям административного процесса относятся цели этапов, стадий производств, а также цели отдельных процессуальных действий.
Как и тактические цели, эти цели носят промежуточный характер. Таким образом, цели процессуальных действий, этапов, стадий, отдельных производств представляют собой категории подчиненного порядка по отношению к целям разновидностей административного процесса и, соответственно, к целям процесса в целом.
В зависимости от вида субъектов формирования и реализации целей административного процесса можно выделить цели субъектов, осуществляющих процесс, и цели субъектов – участников процесса. Зачастую эти цели совпадают, но в ряде случаев они противоположны. Примером могут служить цели органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, и цели лица, привлекаемого к ответственности.
Характеристику целей административного процесса нельзя признать исчерпывающей без анализа взаимосвязи таких категорий, как «политика государства», «цели административного процесса» и «цели формирования и осуществления административно-процессуального статуса гражданина».
В связи с этим можно говорить о политике государства в различных сферах жизни общества. Например, о социальной, культурной, экономической, экологической, правовой политике государства.
Таким образом, политика государства находит свое выражение в направленности регулирования различных общественных отношений, складывающихся в реальной жизни общества.
Отражению политики государства в сфере разносторонней деятельности многочисленных исполнительных органов государства, а также органов правосудия (при разрешении ими административно-юрисдикционных задач) служит целенаправленность административного процесса. Другими словами, достижение целей административного процесса в известной мере служит достижению целей политики государства.
В неразрывной связи с целями административного процесса и, следовательно, с целями проводимой государством политики находится такая категория, как «цели формирования и осуществления административно-процессуального статуса гражданина».
В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части:
• процесс административного правотворчества;
• правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс.
• административно-юрисдикционный процесс. (производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам)
К административно-процедурным производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.
В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).
Виды административных процессов
* по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;
* по делам о поощрении; по делам о дисциплинарных проступках;
* по делам об административных правонарушениях.
* по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба,
* по делам об изобретениях, открытиях и патентах,
* по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и др.
Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:
-юрисдикционное производство;
-процедурное производство