Понятие и цели административного процесса

            Административный процесс - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами для реализации возложенных на них задач и функций.

Административный процесс:

•   представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти;

•   целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;

•   промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах;

•   регламентируется административно-процессуальными нормами.

Применительно к административному процессу следует выделить:

1. Стратегические цели административного процесса.

2. Тактические цели административного процесса.

3. Оперативные цели административного процесса.

При такой классификации следует принимать во внимание не только временную характеристику целей (перспективные, промежуточные и т.д.). Данные категории несут более высокую смысловую нагрузку, включая в себя также и значимость результатов, на достижение которых они направлены.

К стратегическим целям административного процесса следует отнести основную его цель – надлежащее, основанное на строгом соблюдении законов регулирование деятельности субъектов указанного процесса в ходе осуществления учредительных, правотворческих, правоприменительных и контрольных функций на всех его уровнях.

Совокупность тактических целей административного процесса составляют цели отдельных производств, а также цели отдельных стадий этих производств.

К оперативным целям административного процесса относятся цели этапов, стадий производств, а также цели отдельных процессуальных действий.

Как и тактические цели, эти цели носят промежуточный характер. Таким образом, цели процессуальных действий, этапов, стадий, отдельных производств представляют собой категории подчиненного порядка по отношению к целям разновидностей административного процесса и, соответственно, к целям процесса в целом.

В зависимости от вида субъектов формирования и реализации целей административного процесса можно выделить цели субъектов, осуществляющих процесс, и цели субъектов – участников процесса. Зачастую эти цели совпадают, но в ряде случаев они противоположны. Примером могут служить цели органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, и цели лица, привлекаемого к ответственности.

Характеристику целей административного процесса нельзя признать исчерпывающей без анализа взаимосвязи таких категорий, как «политика государства», «цели административного процесса» и «цели формирования и осуществления административно-процессуального статуса гражданина».

В связи с этим можно говорить о политике государства в различных сферах жизни общества. Например, о социальной, культурной, экономической, экологической, правовой политике государства.

Таким образом, политика государства находит свое выражение в направленности регулирования различных общественных отношений, складывающихся в реальной жизни общества.

Отражению политики государства в сфере разносторонней деятельности многочисленных исполнительных органов государства, а также органов правосудия (при разрешении ими административно-юрисдикционных задач) служит целенаправленность административного процесса. Другими словами, достижение целей административного процесса в известной мере служит достижению целей политики государства.

В неразрывной связи с целями административного процесса и, следовательно, с целями проводимой государством политики находится такая категория, как «цели формирования и осуществления административно-процессуального статуса гражданина».

В зависимости от содержания административный процесс можно разделить на три части:                           

•   процесс административного правотворчества;

•   правонаделительный (оперативно-распорядительный) процесс.

•   административно-юрисдикционный процесс. (производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство и производство по жалобам)

К административно-процедурным производствам ученые относят — лицензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов управления.

В зависимости от специфики определенных категорий дел, решаемых исполнительной властью, ряд производств административного процесса состоит из присущих только им стадий (например, производство по делам об административных правонарушениях проходит наряду с общими и такие стадии, как возбуждение дела, обжалование и опротестование решения).

Виды административных процессов

* по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

* по делам о поощрении; по делам о дисциплинарных проступках;

* по делам об административных правонарушениях.

* по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба,

* по делам об изобретениях, открытиях и патентах,

* по исполнению постановлений о наложении административных взысканий и др.

            Видовое разнообразие административных производств может быть сведено в соответствии с классификацией административно-процессуальной деятельности к двум обобщенным группам:

-юрисдикционное производство;

-процедурное производство