Понятие и виды предприятий, учреждений и организаций.

Участниками (сторонами) административных правоотношений являются различные по своему правовому положению организации, создающие материальные и духовные ценности. Под организацией понимается коллектив работников разной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.                 Органом управления организации является администрация. Ею может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный исполнительный орган (совет директоров, правле­ние, дирекция) или другой назначенный орган, либо которому коллектив работников делегировал права по управлению организацией. Администрация осуществляет управленческие функции внутри своей организации в пределах предоставленных ей полномочий, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. Иначе говоря, администрация организации может быть только участником внешних административных правоотношений. B отличие от органа исполнительной власти администрация организации не является субъектом внешнего управления, так как не обладает для этого соответствующими государственно-властными полномочиями.                                                                                                      

Вопросы деятельности, полномочий организаций в разных аспектах являются предметом изучения ряда отраслей российского права: административного, финансового, трудового и др.

Разновидностями организаций являются предприятия и уч­реждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (муниципальные, частные и общественные объединения). Государственные предпри­ятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть федеральные, субъектов Федерации и местные - рай­онного, городского, поселкового и сельского значения.

Предприятия могут создаваться в таких организационно-пра­вовых формах, как: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.

Многообразны виды предприятий по отраслям: промышлен­ные - заводы, фабрики, шахты, рудники и др.; сельскохозяйст­венные - кооперативы, артели, товарищества и др.; транспортные - железные дороги, пароходства, аэропорты и др.; связи - почтамты, телефонные станции и др.; жилищно-коммунальные - жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления; строительные, торговые и другие пред­приятия.

Подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в зависимости от цели их деятельности. Согласно ч. 1ст. 50 ГК, коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности, а некоммерческими - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий; не­коммерческие - в форме потребительских кооперативов, общест­венных или религиозных организаций (объединений), благотвори­тельных и иных фондов, а также в других формах, предусмотрен­ных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соот­ветствует этим целям.

Предприятия могут создаваться государственными органами, или органами местного самоуправления, учредителями (участни­ками), собственниками имущества, или органами, уполномочен­ными на то собственниками имущества.

Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.                                  

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России. Однако законодательство предусматривает особые правила для государственных предприятий. Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Учреждением признается организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предпри­ятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений опреде­лено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления, например в федеральных законах «Об образовании», «О науке и государственно-научной политике», Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Основах социального обслуживания населения в Российской Федерации и др.

Каждый вид названных организаций имеет свои особенности, касающиеся вида и структуры принадлежащего им имущества, по­рядка образования организаций, полномочий органов управления ими, а также внутриорганизационных и внешних административных правоотношений.

Б) Административно-правовой статус предприятий и учреждений: особенности статуса в зависимости от видов собственности, специфика взаимоотношений с органами исполнительной власти.

Административно-правовой статус организаций определяется прежде всего их организационно-правовыми формами, объемом и характером полномочий по распоряжению принадлежащим им имуществом, целями их деятельности, а также соотношением с органами исполнительной власти.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус организаций, содержатся в ГК РФ, федеральных законах «Об акционерных обществах», «О производственных кооперативах», «О некоммерческих организациях», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об общественных объединениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О свободе совести и религиозных объединениях» и в иных норма­тивных правовых актах (положениях, уставах и т.п.).

Административная правосубъектность государственных и не­государственных предприятий различна.

Государственные предприятия — это собственность государст­ва. Поэтому к ведению государственных органов относится: созда­ние государственных предприятий; определение целей их деятель­ности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение до них в установленных слу­чаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.

Государственные предприятия в зависимости от правового ре­жима их имущества подразделяются на два вида: основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК); основанные на праве оперативного управления, создаваемые виде федеральных казенных предприятий (ст. 115 ГК).

Государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, самостоятельно планирует свою деятельность и пер­спективы развития. Основу планов составляют заключаемые пред­приятием хозяйственные договоры; в планах предусматривается решение текущих и перспективных задач. Преимущественной формой снабжения предприятия являются прямые связи. Развива­ются формы посредничества через биржи, брокерские конторы и др. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на дого­ворной основе, а в предусмотренных законодательством случаях - по государственным ценам. Оно несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Пред­приятие, не выполняющее своих обязательств по расчетам, может быть объявлено несостоятельным (банкротом). Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельнос­ти (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), прове­дения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовле­творить в полном объеме требования кредиторов. Банкротом может быть объявлен должник-предприятие, которое не выплачи­вает платежи в течение трех месяцев на сумму свыше 500 минимальных размеров оплаты труда. Главной экономической проблемой государственных предпри­ятий остаются инвестиции в связи с нехваткой средств на деятельность и развитие. Условия нормального функционирования и раз­вития государственных предприятий зависят и от упорядочения правового регулирования хозяйственной деятельности.       

Правовое положение казенных заводов (фабрик, хозяйств) ха­рактеризуется меньшей степенью хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения. Казенные предприятия (фабрики, хозяйства) стали создаваться в соответствии с Указом Президента РФ «О реформе государственных предприятий» от 23 мая 1994г.                                               

Основанием для образования казенного предприятия является нецелевое использование федеральных средств, отсутствие в те­чение двух лет прибыли, использование недвижимого имущества, закрепленного за предприятием, с нарушением действующих пра­вил. Казенный завод находится в ведении соответствующего фе­дерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование и координацию в данной сфере управления. Такой орган утверждает индивидуальный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной хозяйственной деятельности, т.е. определяет конкретные виды то­варов (работ, услуг), на производство и реализацию которых рас­пространяется разрешение. Фактически налицо непосредственное управление с использованием директивного планирования (план-заказ). Пользование и распоряжение имуществом казенные заво­ды осуществляют под контролем и с согласия исполнительных органов.                                                

Типовой устав казенного завода, утвержденный Правительст­вом РФ 12 августа 1994г., определяет цели и предмет его дея­тельности; имущество, являющееся федеральной собственнос­тью; систему управления (директор, назначаемый уполномочен­ным Правительством органом, утверждающим устав завода, за­местители директора, назначаемые директором по согласованию с упомянутым органом); основы учета, отчетности и контроля над деятельностью завода. Ликвидация и реорганизация казенного завода осуществляется по решению Правительства РФ.

Таким образом, казенные заводы создаются только на базе фе­деральной собственности; действуют они на праве оперативного управления, т.е. их самостоятельность значительно урезана.

Другие унитарные государственные предприятия, действую­щие на праве хозяйственного ведения, наделены значительно большей оперативной и имущественной самостоятельностью.

За казенными заводами закрепляется на праве оперативного управления имущество ликвидируемых федеральных государст­венных предприятий. Они находятся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, на которые возло­жены координация и регулирование в данной отрасли (сфере) уп­равления. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994г. был определен порядок планирования и финансирования деятель­ности казенных заводов (фабрик, хозяйств). В частности, произ­водственно-хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Завод вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятель­ность, разрешенную соответствующим федеральным органом ис­полнительной власти. Этот орган осуществляет контроль над выпол­нением плана-заказа и плана развития завода. Завод представляет ему статистическую и бухгалтерскую отчетность о выполнении плана-заказа, плана развития завода и о выпуске продукции работ, услуг, произведенной в связи с осуществлением разрешен­ий самостоятельной хозяйственной деятельности.

Для предприятий военно-промышленного комплекса государ­ство определяет, какой вид оборонной продукции и в каком коли­честве ему необходим. Соответственно подбираются предприятия, получающие статус казенного, и, следовательно, на них распро­страняются госзаказы, ресурсы для выполнения, планы и норма­тивы, в том числе и по заработной плате. Одновременно предпри­ятия могут выпускать дополнительную продукцию, для которой они сами находят ресурсы, рынок сбыта, получают прибыль и вы­плачивают заработную плату исходя из результатов.

Положения о ликвидации государственных предприятий вследствие несостоятельности (банкротства) на казенные предпри­ятия не распространяются (ст. 61 ГК).

К числу государственных унитарных предприятий относится Федеральное агентство по регулированию продовольственного рывка при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ. Статус этого государственного унитарного предприятия, опре­деленный постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г., позволяет ему сочетать осуществление функций по государственному регулированию продовольственного рынка с коммерческой деятельностью, которая должна приносить прибыль его единственному акционеру - государству. Основными направлениями деятельности этого государственного унитарного предприятия являются: осуществление мониторинга состояния рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, создание системы информационного обслуживания его субъектов; содействие развитию конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием; участие в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков; выполнение функций государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Руководство этим государственным унитарным предприятием осуществляется генеральным директором, назначаемым на должность и освобождаемым от нее министром сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима, который является общим для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм, и в контроле над соблюдением ими установленного режима.

Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия. Законодательство содержит лишь самые общие указания на этот счет.

Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные и органы.

Собственник или уполномоченный им орган может полностью или частично делегировать свои права высшему органу управления предприятием (совету, правлению), предусмотренному его уставом.

Руководитель предприятия нанимается собственником. При найме с ним заключается договор (контракт), в котором определяются права, обязанности и ответственность руководителя предприятия перед собственником и трудовым коллективом, условия оплаты труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности.                        

Руководитель предприятия без доверенности действует от его имени, представляет его интересы, распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия.

ГК РФ предусматривает, что коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организа­циями. Члены ассоциации (союза) сохраняют самостоятельность и права юридического лица.

В целом для взаимоотношений органов исполнительной власти с предприятиями и учреждениями всех видов собственности характерно то, что законодательством установлены: государственная регистрация предприятий как юридических лиц и аккредитация соответствующих учреждений; получение предприятиями и учреждениями разрешений (лицензий) на определенные виды деятельности; запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности; представление государственным органам соответствующей информации; обязанность соблюдать законодательство и др.

Органы исполнительной власти обязаны принимать все возможные меры к обеспечению прав и законных интересов предприятий, учреждений и выполнению ими своих обязанностей. Вместе с тем государственные органы осуществляют контроль над соблюдением предприятиями и учреждениями соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры воздействия, установленные законодательством за экологические правонарушения, нарушения в области строительства, по вопросам рекламы и др. Под контролем федерального антимонопольного органа находятся также вопросы создания и ликвидации предприятий.

Что касается муниципальных предприятий и учреждений, ряд вопросов их правового положения, взаимоотношений с органами исполнительной власти разных уровней определен Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г., Законом РФ «О краевом, областном Советах народных депутатов и краев областной администрации» от 5 марта 1992 г., Указом Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам местного самоуправления» от 25 мая 1998 г. и некоторыми другими правовыми актами.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятии, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муници­пальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуп­равления.

Органы местного самоуправления вправе координировать учас­тие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального обра­зования. Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйствен­ной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.