Граждане - как субъекты административного права

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых общественных отношений.
Субъект административного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Каждый субъект административного права обладает правоспособностью и дееспособностью.
Административная правоспособность - установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения.
Административная дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и не государственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не учавствуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти.

Субъект административно-правовых отношений - лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Индивидуальные субъекты - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
Коллективные субъекты - органы исполнительной власти, государственные и не государственные организации, трудовые коллективы, а также органы местного самоуправления.

Сегодня мы будем рассматривать индивидуальные субъекты административного права, рассмотрим их правовой статус в государственном управлении.

 Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Гражданин - приоритетный субъект административного права. Ибо смысл и содержание деятельности законодательной и исполнительной власти является обеспечение прав и свобод гражданина. Конституционный принцип приоритета прав и свобод гражданина положен в основу государственной службы.
Административно-правовой статус гражданина РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе “О гражданстве РФ” и в других актах законодательства.
Административно-правовой статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации этих права и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Административная правоспособность - способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления.
Административная правоспособность у граждан в сфере государственного управления возникает с момента рождения и прекращается с их смертью.
Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств - возраст, состояние здоровья, наличие образования и т.д. Например, семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности.
Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Но это по Конституции. В реальной жизне равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключать особого административно-правового статуса. Известно, что в российском обществе многие категории граждан имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе (государственные служащие высокого ранга, герои России, участники В.О.В. и т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный проезд, другим - нет.
Иными словами, равенство административной правоспособности граждан РФ как общей способности иметь права и нести обязанности не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом. Каждый имеет возможность занять должность министра, но реально министрами становятся единицы.
Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной правоспособности, что само по себе не изменяет принципа ее равенства для всех граждан. Эти права приобретаются с достижением определенного возраста, в связи с болезнью, по уровню образования и т.д.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
Административная дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.
Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими личными действиями предполагает наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.
Административная дееспособность наступает с достижением определенного возраста. Так , частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста (с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане могут быть привлечены к административной ответственности (ограниченная дееспособность). Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18 летнего возраста.
Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно - правовые отношения с государственными органами, с должностными лицами, а также с иными субъектами административного права.
Каждый гражданин РФ имеет определенные права и обязанности в сфере государственного управления.
Все права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные.
Абсолютные
(безусловные) права - это права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на жалобу, трудоустройство и т.д.).
Относительные права - это права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельностью и т.д
Кроме того, права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные
Общие права
распространяются на все отрасли и сферы управления. Например:
- право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
Специальные права - это права граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например:
- в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Права граждан в государственном управлении

1. Право граждан участвовать в управлении государством.
Согласно ст. 32 Конституции граждане РФ могут учавствовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Это право подкрепляется их правом избирать и быть избраным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе.
2. Право граждан на объединение.
Право граждан РФ на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах. Более подробно об этом мы поговорим в следующей лекции.
3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции).
Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета от 28 июля 1988 года “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР (Ведомости ВС № 31-88г.)., Указом Президента РФ от 25 мая 1992г. “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” (Ведомости ВС № 22-92г.). Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.
4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (ст. 33 Конституции).
Основными видами обращений граждан в современных условиях являются предложения, заявления и жалобы. Об этих видах обращений граждан мы поговорим ниже.
5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. (ст 22 Конституции).
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток (что противоречит Конституции).
Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противопровным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение физической силы, личный досмотр и др.).
6. Неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).
Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
7. Право на передвижение (ст. 27 Конституции).
Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Более подробно это можно посмотреть в Законе РФ от 25 июня 1993г. “О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (Ведомости ВС № 32 - 93г.)
Лица, находящиеся на территории РФ, могут свободно выезжать за ее пределы. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется федеральным законом от 18 июля 1996 г. “О порядке выезда из РФ и въезда в РФ” (Собрание законодательства № 34 - 96г.).
8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию.
За исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 года “Осредствах массовой информации”, а также отдельными Указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.
Более подробно права и свободы человека и гражданина можете посмотреть в главе №2 Конституции РФ.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.
Административно-правовые обязанности граждан подразделяются на абсолютные и относительные.
Абсолютные - возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата налогов и т.д.).
Относительные - возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги).

Обязанности граждан в государственном управлении:

1. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов.
2. Соблюдение административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и органов местного самоуправления. Видное место среди них занимают нормы, касающиеся ООП и общественной безопасности, борьбы с преступностью.
3. Обязанность платить налоги и сборы.
4. Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
5. Защищать Отечество и т.д.
Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.
Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влечет возможность применения мер правового воздействия (например, привлечение граждан к уголовной или административной ответственности).
Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с их обязанностями. К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:
- фактическое использование прав (например, обучение в университете);
- приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);
- защиту нарушенных прав (подача жалобы).
Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение.

Вывод: Права и обязанности граждан в сфере государственного управления закреплены в Конституции РФ.Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

 Административно - правовые гарантии прав и свобод граждан

Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.
Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

- положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;
- содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;
- определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;
- предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

- в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;
- ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;
- определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще (право на жизнь);
- любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

1. Судебные.
2. Административные.

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Поэтому судебные гарантии прав человека выдвигаются на первый план. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека (привести примеры).
Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (привести примеры).
Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. Реализуются органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.
Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что ини занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены общирными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.
Конституцией РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Основными видами обращений граждан являются:

Жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением.
Предложение - привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения.

Существует административное обжалование и судебное обжалование. (объяснить).
Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (должностное лицо) обязан рассмотреть жалобу в течении 30 дней (исключение состовляют военнослужащие).
Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течении месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Порядок обжалования в суд неправомерных действий регламентирован Законом РФ от 27.04.93г. “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (Ведомости ВС №19 - 93г.). А порядок рассмотрения жалоб регламентирован Указом Президиума ВС “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”. (Ведомости ВС №11 - 80г.).
Жалоба в суд подается в течении 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; 1 месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Жалоба в суде рассматривается в течении 10 дней.

Вывод: Основным гарантом прав и свобод человека и гражданина является закон, который обеспечивает права и свободы граждан путем судебной и административной защиты.