Понятие, признаки и принципы административного процесса.

Административный процесс - урегулированный нормами административного права порядок правоприменительной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по реализации полномочии соответствующих органов. А.п. представляет собой: а) порядок принятия органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (если они наделены государственно-властными полномочиями) нормативных и индивидуальных правовых актов, а также порядок рассмотрения этими органами обращения граждан и организаций в сфере своей компетенции, т.е. административную процедуру; б) порядок рассмотрения судами и органами (должностными лицами) исполнительной власти дел об административных правонарушениях, т.е. административную юрисдикцию в сфере административной ответственности; в) порядок осуществления правосудия по публично-правовым (административным) спорам между органами публичной власти, с одной стороны, и гражданами и организациями (юридическими лицами) - с др., т.е. административное судопроизводство в сфере административной юстиции.

Признаки:

1) Это последовательно совершаемые действия по осуществлению управленческой деятельности. Административный процесс является формой реализации норм материального административного и некоторых иных отраслей права, специфической юридической формой управленческой деятельности. Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса, совершаемые в определенной последовательности действия и операции субъектов административного права, осуществляющих свои правомочия и обязанности в сфере управления.

2) охватывает более широкий (чем уголовный, гражданский) круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами.

3) Сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного материального права и защитой административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственного управления, органов исполнительной власти, должностных лиц и других субъектов управления нередко встречается с жизненными фактами, разрешение которых может быть осуществлено не только посредством применения норм административного права, но норм финансового, земельного и других отраслей права. Нормы указанных отраслей применяются в соответствии с правилами, установленными административно-процессуальными нормами.

Принципы:

1. законность, соблюдать конституцию РФ, законы
2. объективность означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств рассматриваемого дела.
3. равенство перед законом и органом, разрешающим дело
4. гласность. Исключение составляют случаи, когда открытое рассмотрение дела противоречит интересам охраны государственной тайны.
5. своевременность. Своевременное выявление обстоятельств каждого дела означает соблюдение установленного административно-правовыми нормами процессуальных сроков, которое должно обеспечить неотвратимость оных, предупреждение новых правонарушений.
6. ведение дел на национальном языке.
7. право пользоваться услугами адвоката.
8. ответственность должностных лиц за правильное ведение дел.
9. право обжалования решений.

 

84.Структура административного процесса: понятие, критерии и стадии.

85.Административно-процессуальные отношения: понятие, элементы, основания и виды.

86.Понятия и виды административных процедур.

87.Понятие и сущность административных процедур.

88. Юридические формы реализации административных процедур.(проект закона « Об административных процедурах»

89.Классификация административных процедур.

90.Стороны в административной процедуре.(заявитель, администрация)

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2290.

[2] ФЗ от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» //СЗРФ, 95, №31, ст.2990

[3] Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право РФ» Учебник для ВУЗов – М., Зерцало, 97

[4] Бахрах Д.Н. «Административное право». Учебник для ВУЗов – М., БЕК, 1996г

[5] Овсянко Д.М. «Административное право» Учебное пособие для юридических институтов и факультетов – М., Юристъ, 1997г

[6] Тихомиров Ю.А. «Курс административного права и процесса» – М., 1998г

[7] Конституция РФ

[8] ФЗ от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» //СЗРФ, 95, №31, ст.2990

[9] Алехин А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. «Административное право РФ» Учебник для ВУЗов – М., Зерцало, 97

[10] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 9. Ст. 325.

[11] Там же. №6. Ст. 188.

[12] Там же. №29. Ст. 1114.

[13] Там же. №29. Ст. 1110

[14] Там же. № 2. Ст. 70.

[15] См., например, федеральный Закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Российская газета. 1997. 31 июля.

[16] Конституция Удмуртской Республики лишь устанавливает, что не может быть передано в ведение органов государственной власти законодательство о государственной и муниципальной службе в Удмуртской Республике.

[17] Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1236.

[18] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1981.С. 651

[19] В трудовом законодательстве дифференциация на рабочих и служащих необоснованно вытесняется общим понятием «работники». Появление различных категорий предпринимателей не ведет к «исчезновению» рабочих и служащих.

[20] Российская газета. 1996. 15 мая.

[21] Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» должностными лицами таможенных органов являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены специальные звания, предусмотренные данным законом. Они именуются сотрудниками таможенных органов в отличие от работников этих органов, занимающихся техническим обеспечением их деятельности. При этом к сотрудникам относятся должностные лица не только органов, но и таможенных организаций.

[22] Среди работников, занимающих в государственных органах должности, не отнесенные к государственным должностям, имеются служащие, которые  по характеру принадлежащих им полномочий являются должностными лицами (например, начальник управления или службы) эксплуатации зданий и т.п.