Государственное управление в сфере рыночной экономики

В системе государственного регулирования рынка можно выделить 2 уровня: макроуровня и микроуровня. На макроуровне определяется общегосударственная федеральная экономическая политика, устан-ются федеральные налоги и гарантии и т.д.

Объектом государственного регулирования на микроуровне являются многочисленные рынки различных видов пр-ции: промышленных, сельскохозяйственных, сферы услуг и т.д.

Государство воздействует на экономическую деятельность через свои органы:

1) Министерство экономики РФ

Функции:

а) осуществляет разработку социально-экономической политики государства

б) разрабатывает комплексных прогноз социально-экономического развития РФ, ее регионов и отраслей экономики

в) разрабатывает финансовый баланс государства, обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета

г) проводит анализ экономического состояния страны

д) формулирует предложения по основам ценовой политики и т.д.

2) Министерство топлива и энергетики РФ (Минэнерго).

Важнейшая задача – обеспечение потребностей народного хозяйства и населения в различных видах топлива. Для топливно-энергетического комплекса характерна организация крупных производственных объединений: РАО Газпром, АО "Нефтяная компания Юкос", государственная компания "Росуголь" и т.д.

3. Министерство РФ по атомной энергии (Минатом)

Основные задачи:

а) обеспечение ядерной, радиоактивной и пожарной безопасности предприятий и организаций ядерного комплекса.

б) формирование и реализация государственной политики в ядерном комплексе.

в) обеспечение координации исследований в областной ядерной физике, проводимых на предприяитиях ядерного комплекса.

г) управление деятельностью предприятий ядерного комплекса.

д) осущ-ние учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ на предприятиях ядерного комплекса и т.д.

 

Гос. управление в социально-культурной сфере

1. Система органов и организация гос. управления образования.

2. Система органов и организация государственного управления в сфере социальной защиты населения.

 

1. Государственное руководство системой образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации общей и специальной компетенции:

1) Правительство РФ, ст. 114 Конституции РФ (п. в, к)

2) Министерство образования РФ

Функции:

а) разрабатывает и утверждает общегосударственные стандарты, примерные планы и учебные программы.

б) осуществляет контроль за исполнением федерального законодательства в сфере образования.

в) финансирует вузы и другие образовательные учреждения федерального значения.

г) издает в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и т.д.

3) Другие федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие и специальные учебные заведения профессионального образования.

(Министерство культуры, министерство социального развития РФ и т.д.)

4) органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы отраслевой компетенции (Главное управление образования)

5) органы местного самоуправления – по реализации прав граждан на получение основного общего образования.

Действует закон РФ "Об образовании" в редакции от 13.01.96 г..

Правовой статус вуза определен ФЗ от 22 августа 96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Вузы самостоятельны в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной и научной работы и иной деятельности в соответствии с уставом ВУЗа. Управление ВУЗом осуществляется ректоратом тайным голосованием во главе с ректором. Ректор, выбранный на общем собрании тайным голосованием на срок до 5 лет и утвержденный соответствующим органом управления образованием. Ректор является председателем ученого совета ВУЗа, члены которого также избираются. На ученый совет возлагается общее руководство высшим учебным заведением.

Другие образовательные учреждения (среднеспециальные учебные заведения, школы) должны быть зарегистрированы учредителем в соответствующем государственном органе. Они должны иметь лицензию на право ведения своей деятельности. Государственный статус государственному учреждению придает аккредитация, которая подтверждает его право на выдачу выпускникам документов государственного образца. Управление государственным учреждением осуществляется его руководителем, который избирается коллективом или назначается учредителем. В управлении образовательными учреждениями единоначалие руководителя сочетается с такими формам и самоуправления, как совет образовательного учреждения, педсовет и т.д.

 

2. Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд)

Оно возглавляет систему органов исполнительной власти, ведающих на государственном или региональном уровне вопросами социальной защиты населения.

Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления. Это министерство возглавляет федеральную государственную службу занятости населения и службу по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет руководство федеральной инспекцией труда, республиканским федеральным фондом социальной поддержки населения, инспекцией негосударственных пенсионных фондов и т.д.

В систему органов социальной защиты населения входят различные учреждения социального обслуживания:

1) комплексные центры социального обслуживания населения.

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям, стационарные учреждения социального обслуживания.

2. Федеральная миграционная служба (ФМС)

ведает вопросами, связанными в организацией работы по обеспечению прав беженцев и вынужденных переселенцев.

 

Гос. управление в административно-политической сфере

1. Милиция и виды ее адм. д-ти.

2. Адм.-прав. регулирование въезда в РФ и выезда граждан за границу.

 

1.  Н/а з-н "О милиции" от 18 апреля 91 г.

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общ. безоп. (местную).

Основными задачами крим. милиции являются:

1) предупреждение , пресечение и раскрытие преступлений, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и иных лиц.

В состав крим. милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения.

Основными задачами местной милиции явл.:

1) обеспечение личной безопасности граждан

2) охрана общественной безопасности и общественного порядка

3) предупреждение и пресечение преступления

4) раскрытие преступлений, по которым пр-во предварительного следствия необязательно

5) расследование преступления в форме дознания

6) оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям

В состав местной милиции входят дежурные части, участковые инспектора милиции, изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, специальные приемники для лиц, арестованных в адм. порядке, подразделения патрульно-постовой милиции (в т.ч. ОМОН), подразделения ГИБДД, охраны объектов по договорам, охраны и контролирования задержанных и арестованных по исполнению адм. з-ва, по предупреждению совершения преступления несовершеннолетними.

Значительное место в д-ти органов милиции заним. вопросы, касающиеся положений о паспортной системе и регистрации граждан.

З-н от 25 июня 93 г. "О праве на свободу передвижения, выбора места жительства и пребывание в пределах РФ" отменяет институт прописки и выписки граждан, заменив его регистрационным учетом.

Главное отличие прописки от регистрации состоит в том. что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию.

Гр-н, изменивший место жительства обязан не позднее 7 дней обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию. Орган регистрации учета обязан зарегистрировать гр-на не позд. 3-х дней со дня предъявленных им документов.

Существует ограничение для регистрации, если до грозит обвалом, размер жилой площади на 2 прожив. меньше нормы жилой площади в соотв. с з-вом, ордер на вселение или сделка, док-т на право владения жилья признан недействит. и др.

В состав МВД входят:

1) Государственная противопожарная служба (осн. ф-ция – обеспечение противопожарной безопасности)

Другими направлениями деятельности ОВД являются:

1) обеспечение безопасности дорожного движения, безопасности на транспорте

2) в борьбе со стих. бедствиями

2. В соответствии с федеральным законом "О порядке выезда из РФ въезда в РФ" от 15 августа 96 г. основными документами, по которым граждане РФ осуществляют выезд и въезд являются:

-     паспорт

-     дипломатический паспорт

-     служебный паспорт

-     паспорт моряка

Выезд может быть ограничен временно, если гражданин:

1) имеет доступ к государственной тайне

2) заключил ТД, предполаг. временное ограничение права выезда из РФ при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления со сведениями –до истечения срока ограничения.

3) призванные на военную службу или направление на альтернативную гражданскую службу – до ее окончания.

4) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого – до вынесения решения по делу

5) осужден за совершение преступления – до отбытия наказания

6) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом – до их исполнения

7) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов – до решение вопроса в срок не более 1 мес. органом, оформляющим такие документы.

Паспорт выдается гражданину РФ по его личному заявлению органом внутренних дел по месту жительства, Министерством иностранных дел на территории страны, а также дипломатическим представительством или консульским учреждением на территории иностранного государства. Паспорт оформляется в срок не более 1 м и выдается на срок 5 лет. Датой подачи заявления считается день подачи всех документов.

При наличии документально подтвержденных обстоятельств, связанных с необходимостью экстренного лечения тяжелой болезни или смертью близкого родственника, срок оформления паспорта не должен превышать 3 рабочих дней со дня подачи заявления.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут въезжать в РФ и выезжать из нее при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим личность и признаваемых в РФ.

Въезд в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть не разрешен, если они:

1) не смогли подтвердить наличие средств для проживания в РФ или предъявит гарантии для их предоставления

2) нарушили правила пересечения государственной границы РФ, таможенных правил, санитарной нормы – до устранения нарушений

3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения

Въезд не разрешается в случае:

1) это необходимо для обеспечения безопасности государства

2) в период предыдущего пребывания в РФ они были осуждены за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо были выдворены за пределы РФ в принудит. порядке – в течение 5 лет после отбытия наказания или в течение 1 г. со дня выдворения

3) не представили документы, необходимые для получения российской визы

4) если они ходатайствуют о российской визе на срок более 3 мес. и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции – до представления сертификата.

Выезд из РФ иностранных граждан может быть ограничен, если они:

1) они задержаны в качестве обвиняемых или обвинены в совершении преступления – до вынесения решения по делу

2) осуждены за совершение преступления – до отбытия наказания

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных судом – до исполнения обязательств

 

Государственное управление урегулировано публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частно-правовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует различать суверенное государственное управление и частно-правовое (фискальное) управление. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то здесь речь идет о фискальном, или частноправовом управлении.

 

Суверенное управление — это управление "принуждающее" (правоохранительное, атакующее, "нападающее", ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, взыскательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжаться объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом "принуждающего" управления является законность.

 

В отечественной административно-правовой литературе последних десятилетий проблемы фискального управления не затрагиваются, поэтому целесообразно рассмотреть это понятие с точки зрения западноевропейского административного права.

 

Термин "фискальное управление" возник в эпоху абсолютизма. Согласно теории фискальной политики того времени государство рассматривалось как объединение двух правовых субъектов (частей): суверенного государства и фискального государства. Фискальное государство находится в зависимом положении по отношению к установленному правопорядку и подчиняется юриспруденции суверенного государства. Термином "фискус" (от лат. fiscus, fisc —• "денежная корзина", "мешок собирателя налогов", "касса") обозначалось самостоятельное юридическое лицо, существующее как бы параллельно властвующему (суверенному) государству. Сегодня такое понимание преодолено и государство рассматривается как единое и неделимое юридическое лицо, однако терминология частично сохранилась. Сегодня идет речь о "фискусе", если имеется в виду само государство и если оно выступает в качестве субъекта частного права, а также государственное имущество (государственное состояние), т. е. наличие денежных средств в государстве. Фискальное управление — это управленческая деятельность, осуществляемая в форме частного (гражданского) права.

 

Фискальная деятельность государства имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает в роли суверенного участника правоотношений. Фискальное управление предполагает равноправие государства как участника частно-правовых отношений, т. е. оно участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы, увеличивает свое состояние или продает его, совершая при этом соответствующие действия. Фискальная деятельность осуществляется для достижения государстве-но-управленческих целей и решения государственно-правовых задач путем участия в экономической жизни. С точки зрения финансовой науки термин "фискальный" имеет отношение к приобретению доходов, увеличению государственной казны1. Поэтому фискальное управление иногда называют финансовым управлением.

 

1 Еще во времена Петра I был создан специальный механизм, по своему характеру наполовину полицейский, наполовину финансовый, в задачу которого входила борьба с сокрытием доходов и другими финансовыми злоупотреблениями. В данном случае имеется в виду созданный в 1711 г. институт фискалов, которые могли доносить на любое лицо, даже на самое высокопоставленное; в случае подтверждения доноса фискалы получали половину штрафа с уличенного, а в случае ложности доноса они не несли никакой ответственности. К фискальному управлению в широком смысле относятся прежде всего торговые сделки и операции, а также управление, приносящее экономическую прибыль. Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. К ним относятся, например, договоры купли-продажи, которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение деятельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административных зданий), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах не только в качестве "заказчика" и "потребителя", но также в качестве субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как "самостоятельный предприниматель" на равных с другими предпринимателями.

 

К наиболее распространенным сферам реализации фискального управления в западноевропейской практике относятся: создание государственных пивоваренных заводов, предприятий по изготовлению фарфора, горнопромышленных предприятий, банков, телевизионной рекламы в средствах массовой информации, продажа дерева из леса, принадлежащего общине1.

 

Фискальное управление может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению "нормального" существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими административно-территориальными единицами уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и т. д.). Такое управление, которое можно назвать созидающим, "положительным", является необходимым атрибутом современного социального государства. Положительное фискальное управление — это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях. Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия. Например, община (город, поселок) или орган ее управления (совет, бургомистр) обязаны управлять водообеспе-чением населения, проживающего на территории общины. Органы управления могут осуществлять управление в этой области самостоятельно, создав муниципальное предприятие; кроме того, община может делегировать управление частной коммерческой организации, которая является субъектом частного права (субъектом гражданско-правовых отношений). В этом случае отношения между коммерческой организацией и водопользователями будут носить частно-правовой характер. Если же водоснабжение организуется муниципальными органами (органами местного самоуправления), то тогда эти отношения являются .публично-правовыми.

 

Приведенные примеры показывают, что государство в ряде случаев действует на частно-правовой основе и конкретные отношения определяются частно-правовыми нормами и принципами. Возникающие при этом споры по германскому праву (например, из-за направления публичного заказа какой-то организации) рассматриваются судами общей юрисдикции (тогда как все споры, связанные с государственным управлением, разрешаются административными судами).

 

Управление с точки зрения его организации в принципе одинаково во всех сферах, однако следует различать общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и иностранные дела и т. д.