Исполнительная власть: понятие, принципы, место   в системе разделения властей

     В соответствии со ст. 10 Конституции РФ госу­дарственная власть в Российской Федерации осу­ществляется на основе разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную.

Органы законо­дательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.     Законодательные органы занимаются в основ­ном принятием управленческих решений в виде издания законов и других законодательных актов, в определенной степени — контролем за их испол­нением. Деятельность по исполнению принятых решений составляет незначительный объем в ра­боте органов законодательной власти. Аналогич­ная ситуация наблюдается в работе органов судеб­ной власти и прокуратуры.

Органы же исполни­тельной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества ад­министративно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий  связанных с оказанием  непосредственного управленческого воз­действия на объекты управления,  обеспечением  выполнения установленных правил, претворени­ем в жизнь требований законодательных и иных актов.

      Проведение в жизнь законов и подзаконных нор­мативных актов называется исполнением и опреде­ляет основное направление деятельности органов исполнительной власти, что и лежит в основе их названия. Однако чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных ак­тов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юриди­чески властными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически властных полномочий называется распорядительством, что также присуще работе органов исполнительной вла­сти. Поэтому можно сказать, что органы исполни­тельной власти осуществляют деятельность исполни­тельного и распорядительного характера.

        

Управление, а государственное управление в особенности, требует постоянного и непосредствен­ного руководства управляемой системой. Это озна­чает, что субъекты государственного управления должны ежедневно, в ряде случаев просто в опе­ративном порядке, оказывать управленческое воз­действие на огромное количество хозяйствующих, административно-политических, социально-куль­турных и иных объектов управления. Подобные полномочия, занимающие подавляющий объем во всей государственно-управленческой деятельности, могут осуществляться лишь органами исполни­тельной власти в силу их природы и системы организационного построения.

Исполнительная власть обладает рядом прису­щих только ей черт.

1. исполнительная власть, как и любая ветвь власти, характеризует­ся относительной самостоятельностью, однако тес­но взаимодействуя при этом и с законодательной, и с судебной ветвями власти.

2. Её функции связаны непосредственно с практической  реализацией законов в масштабе всей страны.

3. Носит принудительный характер (опирается на силу). Как и любое другое проявление властных полномочий, есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей

4. Исполнительная власть, исполняя требования закона, реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальны­ми структурами — органами исполнительной вла­сти. При этом в непосредственном ведении и рас­поряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся наиболее существенные атри­буты государственной власти; Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы, основ­ные средства коммуникации и др.

       

Одной из главных особенностей организацион­ного построения системы исполнительной власти является ее вертикальность (субординационность, иерархичность). Это означает, что нижесто­ящие органы в системе исполнительной власти по ряду вопросов подчинены вышестоящим органам, а выполнение распоряжений вышестоящих орга­нов обязательно для нижестоящих. При этом ни­жестоящие органы для одних органов исполни­тельной власти одновременно являются вышесто­ящими для других органов исполнительной власти. Например, министерства Российской Федерации, будучи нижестоящими органами подчинены Пра­вительству РФ, в то же время министерства Рос­сийской Федерации являются вышестоящими орга­нами для соответствующих министерств, комитетов и департаментов субъектов РФ. Точно так же построены взаимоотношения должностных лиц органов исполнительной власти.

Т.О.  ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – организационно-управленческая исполнительно-распорядительная деятельность осуществляемая специальными государственными органами на основе и во исполнение законов с целью повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.