Метод административного права
Если предмет любой отрасли права отвечает на вопрос «что (т. е. какие общественные отношения) она регулирует, то метод отвечает на вопрос «как, каким способом осуществляется это регулирование.
Правовое регулирование в любой отрасли права происходит в результате сочетания таких правовых средств, как запрет, предписание, дозволение,
ЗАПРЕТ—это запрещение совершения определенных действий под страхом наказания.
ПРЕДПИСАНИЕ — это установление определенного порядка действий.
ДОЗВОЛЕНИЕ — это предоставление участнику правовых отношений возможности по своему усмотрению совершать или не совершать определенные действия.
Рассматривая методы административного права, надо учитывать, что управление, как правило, предполагает неравенство субъектов, подчинение одного другому. Поэтому основным методом административного права является императивный метод, т.е.метод власти— подчинения, прямого распорядительства.
Кроме указанного метода административное право регулирует общественные отношения и другими методами, а именно:
методом рекомендации (в этом случае управляющее воздействие со стороны субъекта управления достигается путем принятия решения, имеющего для объекта управления не обязательный, а рекомендательный характер). Например, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает решение, направленное на улучшение той или иной деятельности администраций районов, находящихся на его территории (исполнительных органов местного самоуправления).
методом согласования (в этом случае регулируются отношения между субъектами управления, не находящимися между собой в подчинении). Например, происходит Согласование действий органов Федеральной службы безопасности РФ и Министерства внутренних дел РФ по вопросам борьбы с организованной преступностью;
диспозитивным методом (в этом случае не подчиненные друг другу субъекты управления договариваются о своих взаимоотношениях при решений какой-либо общей управленческой проблемы). Например, заключается административно-правовой договор между администрациями двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, имеющему значение для всех договаривающихся сторон.
К сути административно-правового регулирования относится:
- установление определенного порядка действий (предписание к действию: административное взыскание должно быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения проступка и превышение данного срока не позволяет применить к виновному меры адм. ответственности)
- запрещение определенных действий (под страхом применения мер отв-ти)
- предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения
- предоставление возможности действовать или не действовать по своему усмотрению