Виды административно-правовых норм

1. По методу воздействия на поведение субъек­тов (по содержанию) административно-правовые нормы делятся на:

а)     обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

б)   запрещающие нормы, которые устанавлива­ют запрет на совершение тех или иных действий;

в)     уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта административно-правовых отношений действовать с учетом требований нор­мы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (или поощрительные) нор­мы, которые с помощью средств материального и морального воздействия обеспечивают должное поведение участников регулируемых обществен­ных отношений.

2. По форме предписания административно-право­вые нормы делятся на:

а)    императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному, безусловному испол­нению;

б)    рекомендательные нормы, которые не име­ют обязательного характера, а направлены на со­вершенствование регулирования общественных
отношений.

3. По территории действия административно-правовые нормы делятся на:

а)   общефедеральные нормы, имеющие силу на всей территории России;

б)   нормы субъекта Федерации, действующие на территории одного субъекта РФ;

в)    местные нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и дей­ствующие на территории муниципального образо­вания;

г)     межтерриториальные, нормы, предназначен­ные для нескольких территориальных образований.

4. По сроку действия административно-правовые нормы делятся на:

а)    временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

б)    постоянные (или бессрочные) нормы, в кото­рых такой срок не указан.