Источники административного права и их виды

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Свою материали­зацию нормы административного права получают в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителя­ми организаций, предприятий и учреждений. Ад­министративно-правовые нормы могут содержать­ся также в актах других отраслей права, в меж­дународных актах, действующих актах СССР и РСФСР и в некоторых других актах. Такие акты являются источниками административного права, т. е. внешними формами выражения его норм.

Отмеченное выше гигантское, не поддающееся более или менее точному определению число ад­министративно-правовых норм связано с многооб­разием источников административного права, ко­торое, в свою очередь, обусловливается огромным количеством и многообразием нуждающихся в ре­гулировании управленческих общественных отно­шений.

К числу источников административного права относятся: 1) Конституция РФ; 2) федеральные конституционные законы; федеральные законы (в том числе Основы законодательства Российской Федерации, кодексы, действующие законы РФ и РСФСР); 3) акты палат Федерального Собрания РФ; 4) действующие акты бывших Съезда народ­ных депутатов и Верховного Совета РФ; 5) указы и распоряжения Президента РФ, имеющие норма­тивный характер; 6) постановления Правительства РФ, утверждаемые ими положения и* правила;

7) постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции д положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти;

8) конституции и уставы субъектов РФ; законы
субъектов РФ; нормативные акты их законода­тельных органов;

9)  акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие норма­тивный характер;

10) постановления правительств субъектов РФ, утверждаемые ими положения и правила;

11) постановления глав администраций (губернаторов) субъектов РФ, утверждаемые ими положения и правила;

12) постановления, прика­зы, распоряжения, правила, инструкции и поло­жения, издаваемые органами исполнительной вла­сти субъектов РФ;

13) нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления;

14) имеющие норматив­ный характер приказы и иные нормативные акты руководителей организаций, предприятий и уч­реждений;

15) административные договоры;

16) некоторые судебные акты;

17) действующие за­коны СССР, указы Президиума Верховного Сове­та СССР, акты Совета Министров СССР, мини­стерств, государственных комитетов и других цен­тральных органов СССР;

18) международные и некоторые другие акты.

Наличие огромного количества источников ад­министративного права требует их систематизации в целях удобства пользования ими. Однако это непростая задача. Она пока решается подготовкой инкорпоративных сборников и хронологических изданий. Наличие гигантского числа актов, при­чем разной юридической силы, делает невозмож­ным создание единого административного кодек­са. В настоящее время имеются лишь кодексы, содержащие нормы, которыми регулируются от­дельные виды административных правоотноше­ний, т. е. кодексы отдельных институтов админи­стративного права. Например, КоАП РФ регули­рует лишь отношения, связанные с совершением гражданами и юридическими лицами администра­тивных правоотношений.