Понятие административно-правового отношения и его структура

Общественные отношения, урегулированные нормами права, называются правоотношениями. Соответственно административно-правовые от­ношения   это общественные отношения, уре­гулированные нормами административного права, т. е. отношения в сфере деятельности системы исполнительной власти.

Административные правоотношения (как и любые другие правоотношения) имеют следующие обязательные элементы: субъекты, объекты, содер­жание правоотношения, юридические факты.

Субъекты административных правоотноше­ний— это те, кто вступает в эти отношения, дру­гими словами, его участники. Административно-правовые отношения характеризуются большим числом их участников, но обязательной стороной всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). Поэтому администра­тивно-правовые отношения не могут возникать между гражданами или негосударственными объе­динениями.

Объект любого правоотношения —   то, по пово­ду чего его участники вступают между собой в юридическую связь.

Содержание административно-правового отно­шения составляют субъективные права и юриди­ческие обязанности его участников, которые воз­никают у них в результате вступления в данные отношения. При этом права понимаются как мера юридически возможного, а обязанности — как мера юридически необходимого поведения. Права и обязанности участников административно-право­вых отношений устанавливаются государством в нормативно-правовых актах.

Юридические факты — это конкретные жиз­ненные обстоятельства, с которыми норма адми­нистративного права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. В качестве юридических фактов выступают: деяния и события. Деяние — это действие или бездействие.

Действия являются результатом активного во­леизъявления субъекта. Они могут быть правомерными),о означает их полное соответствие требо­ваниям административно-правовых норм), но могут быть и неправомерными, не соответствующими требованиям административно-правовых норм. Характерный пример правомерных действий субъекта исполнительной власти — издание им в пределах своей компетенции правового акта, име­ющего индивидуальный характер, т. е. относяще­гося (адресованного) к конкретному лицу. Прямое юридическое последствие его издания — возник­новение, изменение или прекращение конкретно­го административно-правового отношения. Наибо­лее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являют­ся дисциплинарные проступки или администра­тивные правонарушения.

Неправомерным может быть также и бездей­ствие, т. е. пассивное поведение субъектов, когда необходимо действовать (например, непринятие должностными лицами предприятия необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности).

События — это обстоятельства, не зависящие
от воли субъектов (например, стихийное бедствие,
смерть и т. п.).